Казахстан: политический или коррупционный скандал?

Т.АНСАРИ

В Казахстане раскручивается громкий коррупционный скандал, вызвавший пристальный интерес масс-медиа далеко за пределами региона. 29 марта здесь был арестован бывший министр энергетики страны Мухтар Аблязов, которого власти обвиняют в использовании служебного положения в личных целях. Под следствием Аблязов находился уже давно, однако власти до последнего ограничивались подпиской о невыезде.

Когда же Аблязов решил “проверить на бдительность” местные правоохранительные органы и на несколько дней исчез из Алматы, вскоре был арестован и препровожден в следственный изолятор. Параллельно полиция попыталась арестовать и бывшего губернатора Павлодарской области Казахстана Галымжана Жакиянова. Однако тут события приняли неожиданный оборот. Жакиянов предпочел скрыться от полиции, а потом объявился на территории посольства Франции. И тут же обратился к дипломатам с просьбой о предоставлении политического убежища, заявив, что его жизни угрожает опасность.

Чем поставил в весьма деликатное положение дипломатов – посольство страны – члена ЕС не может использоватья в ходе внутренних конфликтов, но и выставить за ворота экс-министра тоже непросто. К коррупционным скандалам на постсоветском пространстве аудитория уже привыкла. И независимый Казахстан вряд ли напоминает бывший СССР, где высшие партийные чиновники были по сути дела неподсудны – тут многое определяется заявлением президента страны Нурсултана Назарбаева: “Чем выше должность чиновника, тем выше требования к нему”. Однако и Аблязов, и Жакиянов, похоже, решили, что лучший способ защиты – это нападение. И поторопились предстать в образе этаких “борцов с коррупцией”. Владелец нескольких газет и алматинского телеканала “Тан” Аблязов заявляет, что преследуют его, мол, за критику властей.

С не менее громкими заявлениями выступает и Жакиянов. Чиновников поддержал и небезызвестный Евгений Жовтис, в свое время весьма активно требовавший “защитить права русскоязычного населения Казахстана” и т.д. “Каждый должен нести отвественность за то, что он совершил, – заявил он по поводу арестов Аблязова и Жакиянова. – Однако это не должно быть связано с его политической деятельностью”. “Как только лидеры демократических движений активизируются, требуют политических реформ, их сразу начинают преследовать”, – посетовал он в интервью русской службе Би-би-си.
Одновременно представители объединенной оппозиции требуют у президента Назарбаева не только освободить Аблязова и прекратить “преследования” Жакиянова, но и выступают в защиту экс-премьера Казахстана Акеджана Кажегельдина, который сегодня находится за границей и осужден у себя на родине заочно к десяти годам тюрьмы по обвинению в экономических преступлениях.

В свою очередь МИД Казахстана распространил заявление, где указал, что “уголовные дела в отношении ряда бывших казахстанских чиновников не имеют политической подоплеки”. Однако для того, чтобы разобраться в истоках нынешнего скандала, следует обратиться к событиям куда более давним. Сначала в Казахстане сгущаются тучи над головой теперь уже бывшего премьера Акеджана Кажегельдина – его обвиняют в коррупции. А тот в ответ делает все, чтобы предстать в образе “борца с коррупцией”, а заодно и гаранта российских интересов.

Во всяком случае во время президентских выборов в Казахстане российские масс-медиа “раскручивали” Кажегельдина более чем активно. Потом в ноябре 2001 года несколько правительственных чиновников Казахстана, включая Жакиянова и Аблязова, создают новую партию и, не долго думая, называют ее “Демократический выбор Казахстана” – по аналогии с российскими “выбороссами”.

В свою очередь глава правительства Казахстана Касымжомарт Токаев тут же обратился через прессу, что само по себе беспрецедентно, к президенту страны с требованием освободить от должности “интриганов”, заявив, что в противном случае подаст в отставку сам.

А теперь уже в экономических преступлениях обвиняются лидеры “ДВК”, а в их защиту выступают те, кто весьма активно боролся сначала за интересы семиреченских казаков и “русскоязычных”. Возможно, что и нынешний коррупционный скандал испытал на себе влияние разворачивающегося в Центральной Азии геополитического соперничества. Однако трудно избавиться от ощущения, что сегодня любому чиновнику, обвиненному в коррупции, легче всего предстать в образе “гонимого диссидента”.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: