Азербайджанский шахматист-тренер-консультант

В.АЛЕКСАНДРОВ

Азербайджанская шахматная школа громко заявила о себе на международной арене. Наши спортсмены успешно выступают на различных крупных международных турнирах, повышая свой рейтинг. Впрочем, некоторые совмещают карьеру игрока с тренерской стезей.

Одним из таких людей является гроссмейстер Сархан Гулиев, в течение двух лет работающий в качестве консультанта сборной Ирана. Недавно С.Гулиев побывал в Баку и встретился с корреспондентом “Эхо”.

– Что изменилось в вашей жизни за последнее время?

– В сущности ничего. Разве что иногда выступаю в иранской и азиатской лигах на клубном уровне. Сезон довольно продолжителен – начинается в мае, а завершается в марте. Кстати, наша команда по итогам минувшего чемпионата заняла первое место и завоевала право выступать в первенстве континента.

– Как часто вам удается поддерживать игровую форму?

– Участвовать за пределами страны в соревнованиях довольно непросто, ведь моя основная должность – тренер-консультант национальной сборной. В Иране же поднимать свой рейтинг достаточно тяжело. Но сейчас у меня есть возможность больше выступать на турнирах, тем более, что такой пункт предусмотрен в моем контракте. В предыдущем соглашении такого пункта не было, но на сей раз я на нем настоял.

– И как давно действует ваш новый контракт?

– Уже полтора года. После завершения предыдущего соглашения я взял некоторую паузу, передохнул и вновь дал согласие на работу в федерации. – Кстати, а каким образом вас пригласили в Иран?

– Дело в том, что я довольно часто выступал на традиционном турнире “Фаджр”, где дважды завоевывал золотую награду. Вот тогда представители федерации и предложили мне попробовать себя в роли консультанта. Я раздумывал над этим предложением около полугода, но в итоге согласился. – Наверняка у вас есть способные ученики…

– Они талантливы, во всяком случае котируются в Азии. Тем более, что один из иранских шахматистов вышел в финальную стадию чемпионата мира в Москве, хотя и проиграл на первом этапе Грищуку. Другой спортсмен стал серебряным медалистом первенства Азии до 20 лет, а еще один 16-летний юноша завоевал звание чемпиона Ирана.

– Есть ли среди ваших учеников ребята, способные пойти по стопам Теймура Раджабова?

– Не думаю. Все дело в том, что структура детских шахмат организована у нас лучше, но вот переход от детских шахмат к взрослым предпочтительнее в Иране. У них постоянно функционирует национальная лига, проводится множество соревнований. Фактически иранский клубный чемпионат скопирован с немецкой бундеслиги, в ней выступает десять команд. И каждая нуждается в игроках.

– Насколько поднялся уровень иранских шахмат за последние годы?

– Разница ощущается, общий уровень заметно возрос. Например, в прошлом году команда неплохо стартовала на крупном международном турнире в Дубае. После шести туров половина коллектива стояла на плюсовом результате. Потом, правда, они несколько сдали свои позиции. Мне кажется, здесь дело в психологии и отсутствии большого международного опыта. Хотя уровень внутренних соревнований очень высок, это видно по партиям.

– Что непосредственно входит в круг ваших обязанностей?

– Работа с шахматистами по поручению федерации. Чиновники указывают на перспективных спортсменов, которых надо тренировать. Вообще-то они всех мастеров держат в зоне своего внимания, дабы не потерять перспективных ребят.

– Вы влияете на определение состава сборной?

– Я могу только проконсультировать, высказать свое мнение. Решающий голос остается за тренерским советом, куда входят президент федерации, ее генсек, ведущие шахматисты и специалисты. В общей сложности 15 человек, которые и определяют состав. – И часто прислушиваются к вашему мнению? – Практически всегда, тем более, что я стараюсь говорить по существу. Бывает, что мой протеже закрепляется в основном составе, случается и наоборот. Порой федерация отказывает, но что поделаешь. Такова моя работа.

– Удается ли вам следить за успехами наших шахматистов?

– Да, в основном через Интернет. Рад, что в Азербайджане в полку гроссмейстеров прибыло. А вообще этот вид развивается в стране очень хорошо.
– А если сравнить уровень отечественных и иранских шахмат?

– Мы, конечно же, впереди. Но иранцы здорово развиваются, работают над собой. И все-таки они пока не могут достичь таких высот, которые уже покорили азербайджанские мастера.

– Каковы ваши дальнейшие планы?

– Команда должна принять участие на розыгрыш “Гран-при” в Дубае, в мае состоятся Азиатские игры, а осенью сборной предстоит выступить на Олимпиаде. Правда, не знаю, останусь ли я в команде до той поры, ведь срок действия моего контракта скоро истекает. Я не хочу загадывать – вдруг федерация не намерена продлевать его. Это вполне естественно. Как-никак, а я работаю в этой стране уже два года. Порой надо понимать, что ты проиграл.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: