“Беда Азербайджана в его парламенте”

М.БАГИРОВ

На протяжении двух недель в Азербайджане находилась группа российских правозащитников, которые изучали местную обстановку на предмет того, насколько наши граждане свободно реализуют свои права, и параллельно информировали общественность о ходе судебного разбирательства по делу российского бизнесмена азербайджанского происхождения Фрэнка Элкапони (Физули Мамедова). Один из защитников нашего соотечественника – член экспертного совета уполномоченного по правам человека (омбудсмана) России и ответственный секретарь комитета “За гражданские права” Валерий Габисов в интервью “Эхо” поделился своими впечатлениями относительно увиденного в Азербайджане.

– Ситуация с правами человека в Азербайджане и в России практически идентична. Правда, здесь общество более импульсивное, в России более консервативное. Это связано с характером народа, его ментальностью. Но есть еще один момент и он связан с теми событиями, которые были в Азербайджане. Азербайджанское общество вряд ли захочет, чтобы они повторились.

Однако есть ситуация, когда власть решает – кого посадить, а кого не посадить, когда конституция и законы используются в угоду определенным властным структурам и, может быть, даже личностям. Надо эту ситуацию исключить. У вас великолепная Конституция, прекрасные законы – надо заставить власть ими правильно пользоваться в отношении собственного народа. Ведь если взять тех политзаключенных, о которых мы последнюю неделю говорим, они же тоже были у власти, тоже претендовали на власть – видите, как они сами попали под жернова этой власти.

К сожалению, те, кто сегодня находится у власти, думают примерно так – вот я буду молчать, тихо выполнять указания сверху, нигде не буду высовываться, ни по какой проблеме не буду высказываться, кроме как мне скажут сверху, и тогда я останусь у власти. Нет! Жизнь складывается совершенно по-другому. Вероятность, конечно, есть, но она ничтожно мала и не гарантирует, что не произойдут социальные катаклизмы, когда эти же люди, которые пытались спрятаться, завтра окажутся за решеткой.

Выход здесь только один – объединенные усилия власти и общества. Но испокон веков власть никогда и нигде не выражала истинных интересов общества. Она всегда имела свой взгляд на то, как управлять обществом. И обстановка, когда “низы не хотят, верхи не могут”, всегда обнаруживалась в наиболее нецивилизованных обществах и приводила к гражданским войнам, конфликтам и т.п.

– То есть ситуацию в Азербайджане вы характеризуете как чересчур неблагоприятную и взрывоопасную?

– Совершенно верно. Мы вращаемся в России с двумя миллионами ваших соотечественников, которые говорят об этом. Причем это не мнение одного, двух, трех – все выражают уверенность в том, что при нынешних условиях может назреть гражданская война. Да, власть достигла определенных успехов. “Верхи” сохранили это государство от развала. Рядом Грузия развалилась только из-за того, что Господь Бог не дал мудрости Шеварднадзе. Алиеву он дал эту мудрость, сохранил его экономическую силу, причем так, чтобы ни к кому не попасть в зависимость. Это очень важно. Но наступает момент, когда у человека истощаются возможности – здоровье, возраст, политический потенциал. Тот человек, который это понимает, и идет навстречу обществу, народу, получает возможность вновь подтвердить свою мудрость. Сейчас общество должно помочь власти применить нужный рецепт, который поможет снять напряженность.

– Как можно понять, этот рецепт и есть проведение широкой политической амнистии в Азербайджане?

– Безусловно. И не надо бояться этого.

– Но представители власти часто ссылаются на политическую стабильность как на свое главное завоевание, а широкая политическая амнистия приведет к выходу на свободу оппонентов власти, как же “верхам” ее не бояться?

– Войти в воду и бояться намочиться – неправильно. Сейчас азербайджанское общество готово к политической амнистии, потому что каждый человек понял: самое большое завоевание – это та самая устойчивость, стабильность, о которой говорят, что она больше, но мы-то понимаем, что она меньше, но она есть. И никто не захочет эту лодку опять раскачать. И, конечно, не надо воспринимать амнистию как пряник. Если кто-то будет выходить на свободу по политическим мотивам в обход уголовного, уголовно-процессуального законодательства и Конституции Азербайджана, то это будет страшное дело. Амнистия должна проводиться только в рамках действующего законодательства.

И вся агитация, пропаганда, весь пиар власти должен быть направлен на разъяснение проводимых мероприятий по каждой отдельной личности. Надо проводить показательные суды, а все сомнения, которые возникают в ходе разбирательства, сводить к пользе обвиняемого, чтобы общество поверило в искренность намерений власти. Эта кампания должна проводиться по всей стране, в разных городах и постепенно этих людей выпускать. И если вдруг этот человек, которого освободили, придет в народ мутить воду, ему укажут на дверь, скажут, как же так, тебя освободили, а ты опять играешь с огнем. Иди, создавай партию и законными способами борись за власть. Вот, смотрите, Иса Гамбар.

Его ведь тоже надо было в тюрьме держать за его дела. А он сидит, трубку курит. Почему? Потому, что он оказался умнее тебя, не делал никаких резких движений. Вот такую разъяснительную работу надо вести. К сожалению, азербайджанские правозащитники не получают возможности свое мнение открыто высказывать. Прежде, чем что-то сказать, они думают, а как это отразится на аренде помещения, на том, на другом. А это есть прямая зависимость. Поэтому я им подсказал, что им надо налаживать отношения с Минюстом и через эту структуру выходить на власть. Я разговаривал с некоторыми чиновниками Минюста, они достаточно демократично настроены, хотя и держатся жестко установок сверху.

– А как восприняли чиновники Минюста инициативу о политической амнистии?

– Там она не была встречена с пониманием, потому что до тех пор, пока не поступит команда, никто ничего не будет делать в этом направлении. Странно, что в парламенте я тоже не встретил понимания. Особенно меня поразило, что Комиссия по правам человека заявляет: а вот если мы их выпустим, они опять начнут мутить народ и захватят власть. Значит, получается, что вы чувствуюте себя нелегитимными. Народ ведь посредник, он олицетворяет власть, избирает депутатов.

А та сторона, значит, пытается эту самую власть отнять. Значит, вы не доверяете даже своему народу. В чем тут дело? Значит, вы с ним не работаете, не откликаетесь на его просьбы. Если какие-то 200 человек могут накалить обстановку в Азербайджане, значит, вы не на месте. И речь идет как раз не об исполнительной власти, а о представительной власти. И я пришел за эти дни к такому выводу, что вся беда Азербайджана как раз в парламенте. Мне говорили в Москве об этом, но сейчас я лично в этом убедился. Я пришел, поговорил с людьми и вижу – чушь. Если Комиссия по правам человека говорит, мы боимся их выпустить. Да, вы боитесь, потому что чувствуете, что вы не правы. Делайте так, как мы рекомендуем, откройте Конституцию Азербайджана и действуйте четко по ней. И все пойдет как по маслу.

– Каково правовое положение наших соотечественников в России?

– Случай с Физули Мамедовым – показателен. Если те негативные процессы, которые сейчас происходят в России и о которых я приехал сюда сигнализировать, будут и дальше развиваться, то я не исключаю, что вы завтра получите миллион возвращенцев, которые не являются гражданами РФ, а гражданами Азербайджана, приехавшими на заработки. Что вы здесь будете с ними делать? А они там привыкли зарабатывать и десятки, и сотни тысяч долларов. Вдруг они останутся без этих средств и приедут сюда – вы сможете дать им эти возможности? Нет. И вот вы получаете тех 200 человек, которые сейчас здесь в тюрьме находятся, и миллион возвращенцев, и тогда гражданский конфликт уж точно неминуем.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: