МГ ОБСЕ: От визита до визита

НУРАНИ

Визит в Азербайджан действующего председателя ОБСЕ, министра иностранных дел Португалии Жайме да Гама завершен. И уже сегодня в Азербайджан прибывают сопредседатели Минской группы ОБСЕ. Как было объявлено заранее, с новыми предложениями.

Наверное, это при известном старании и верноподданическом легковерии можно было бы выдать за “дипломатическую победу Азербайджана”. Дальнейший ход событий, вернее, их освещения в прессе, был бы предсказуем: сначала нам бы напомнили, что после того, как Азербайджан отверг предложения ОБСЕ, основанные на принципе “общего государства”, и встал вопрос о новых предложениях, дипломаты из Минской группы заявили, что новых предложений не последует, и стороны сами могут выбирать все, что сочтут необходимым, из тех пакетов, которые уже предлагались, в Азербайджане возмутились: почему это после того, как от предложений ОБСЕ отказывалась Армения, Минская группа составляла новые пакеты, а как отказался Азербайджан, новых предложений не будет. и вот – сопредседатели привезут новые предложения! Ура, победа, чепчики в воздух?

Соблазн, что и говорить, велик, особенно при нынешнем дефиците положительных эмоций. Только вот всех этих “самих фактов”, “существенных успехов”, “заметных продвижений” и т.д. и т.п. за все время работы Минской группы, которая как раз в эти дни отмечает свой десятилетний юбилей, было уже предостаточно. А реального урегулирования конфликта как не было, так и нет.

Конечно, теоретически существует надежда, что новые предложения, которые еще заранее обещали привезти сопредседатели, будут приняты сторонами в качестве основы для переговоров, помогут сдвинуть процесс урегулирования конфликта с “мертвой точки”, создадут условия для решения стоящих перед регионом проблем… Но что получится в результате: надежда или самообман?

Нетрудно догадаться, что новый вариант предложений МГ ОБСЕ, скорее всего, будет представлять собой нечто среднее между теми предложениями, которые были отвергнуты Арменией, и теми, от которых отказался Азербайджан. Это полностью соответствует логике переговорного процесса, как ее понимают в Минской группе. Но вот в чем дело. За время, которое прошло от отказа Азербайджана принять третий вариант предложений до появления четвертого, прежние предложения Минской группы уже были опубликованы в открытой печати.

Содержание их и, следовательно, реакция общества оказалась такой, что власть, ранее не замеченная в особо трепетном отношении к общественному мнению в Азербайджане, вынуждена была назвать “неприемлемыми” даже те варианты предложений Минской группы, которые ранее успела принять в качестве основы для переговоров.

Так чего же в этом случае ждать от “среднего арифметического” между тем, что отвергли после публикации, и тем, от чего отказались еще до обнародования документов? Плюс ко всему трудно сказать, чтобы наши позиции на международной арене укреплялиь: действующий председатель ОБСЕ Жайме да Гама отказался даже однозначно ответить на вопрос, считают ли в ОБСЕ Карабах составной частью Азербайджана.

После серии скандалов, “утечек”, по большей части сфабрикованных от начала и до конца, наконец, “парламентского теракта” в Армении 27 октября 1999 года, говорить об урегулировании конфликта путем “территориального размена” тоже не приходится. Идея эта в Армении дискредитирована полностью. к тому же вокруг нее создано прямо-таки невероятное общественное напряжение.

Но тогда возникает вполне логичный вопрос: а возможно ли урегулирование карабахского конфликта путем переговоров вообще?

Откровенно говоря, трудно отрешиться от впечатления, что все, в той или иной степени вовлеченные в процесс переговоров, предпочитают не задавать этот, прямо скажем, неудобный вопрос ни себе, ни окружающим. Потому что так уютнее, удобнее и безопаснее – во всяком случае с политической точки зрения. Переговоры идут в уловиях строгой конфиденциальности, так что по поводу “стабильности” можно не беспокоиться. Мировое сообщество в лице Минской группы не собирается “давить” ни на нас, ни на Армению.

И на этом фоне нынешняя игра в дипломатическую активность, когда каждый вновь назначенный действующий председатель ОБСЕ совершает визит в регион, здесь периодически появляются сопредседатели МГ ОБСЕ, появляются “предожения”, которые “детально рассматриваются” и т.д., устраивает всех, пусть даже всем уже давно очевидно, что “маховик” мирного процесса прокручивается вхолостую. Понятное дело, что в Армении и не думают отказываться от притязаний на азербайджанские земли, признавать территориальную целостность соседнего государства и идти на реальные компромиссы и действительное урегулирование конфликта.

Но это, похоже, уже никого не волнует. На линии соприкосновения войск не стреляют – во всяком случае, мы успели себя в этом убедить. О беженцах тоже научились не вспоминать. Так спокойнее. Так безопаснее. Но безопаснее ли? И не превращается ли этот самый “мирный процесс”, на который мы возлагаем такие надежды, в мину замедленного действия?

Примеры, увы, налицо. В 1993 году под давлением мирового сообщества Организация освобождения Палестины начала мирные переговоры с Израилем. Но вот известных положений Палестинской хартии, тех самых, о “единой и неделимой, арабской и мусульманской Палестине” и о том, что Израиль надо сбросить в море, отменять не стали. А на переговорах выставляли все новые требования, чтобы отодвигать момент окончательного урегулироания и держать конфликт в “рабочем состоянии”, пока ситуация не позволит начать новую “интифаду”, то есть террористическую войну. И под аккомпанемент разговоров о мире закупали оружие – вроде того, что находилось на перехваченной израильскими спецслужбами шхуне “Карина А”. Теперь его пустили в ход.

В Азербайджане и Армении все повторяется с пугающим сходством. Армения, начав под давлением мирового сообщества переговоры с Азербайджаном, и не думает отменять решений о “миацуме”, то бишь воссоединении Карабаха и Армении. И продолжает втихомолку приобретать у России оружие, выжидая удобного момента для возобновления войны.

И самое страшное, что момент этот может наступить прямо сейчас. Потому что внимание мирового сообщества отвлечено на антитеррористическую операцию в Афганистане и столкновения на Ближнем Востоке. Потому что Россия, которая для Армении – больше чем союзник, уже “обеспокоена” укреплением позиций США на Южном Кавказе, который считала своей вотчиной, и готова использовать для предотвращения этого региональные конфликты. Потому что в скором времени, если центр тяжести антитеррористической операции будет перенесен на Иран и Ирак, важность южнокавказского плацдарма многократно возрастет.

Но мы продолжаем уверять себя, что все в порядке. Мы продолжаем воспринимать сопредседателей как этаких видоизмененных “спецкомандированных” из ЦК КПСС, а переговоры по Карабаху – как нечто вроде “партийной конференции”. И верим, что наше мудрое и опытное руководство со своей взвешенной и сбалансированной политикой обязательно добьется успеха. А на самом деле уже давно не отдаем себе отчет, в каком опасном направлении развиваются события, и делаем все, чтобы дать возможность Армении застать нас врасплох.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: