Бакинские концерты Леопольда Ростроповича

Т.ГУМБАТОВА

Баку, 1914 год. Предыдущие годы были счастливыми для бакинской нефтяной промышленности, что привело к росту материального и культурного благополучия города. Активизировались работы по строительству шолларского водопровода, вводу первой линии электрического трамвая, сын Шамси Асадуллаева проводил подготовительные работы по строительству больницы… Словом, город благоустраивался. Баку стал членом союза кавказских городов и российского городского союза.

Именно в этот благоприятный период и появился в Баку свободный художник, выпускник петербургской консерватории Леопольд Витольдович Ростропович. Он заключил договор на работу в летнем составе симфонического оркестра общественного собрания (ныне здание филармонии им. М.Магомаева), заведующим хозяйственной частью которого был некто Егиазаров.

Газета “Каспий” от 20 августа в статье “Дела музыкальные” писала: “Много лет подряд ни один сезон в нашем Общественном собрании не проходил без недоразумений между артистами оркестра и г-ном Егиазаровым. Не более счастливым оказался и нынешний сезон”. Егиазаров не мог отказать себе в удовольствии попробовать свою силу над артистами Ростроповичем и Аникеевым, даже в такое исключительное время, когда 20 человек из оркестра были взяты на войну (19 июля 1914 г. Германия объявила России войну. – Авт.) и каждый оставшийся музыкант на счету.

Егиазаров уволил артистов, не выдав им причитающегося по условию жалования с 15 июля, а предложил им, взамен подписки о неимении к бакинскому общественному собранию никаких претензий, получить жалкую подачку. В ожидании разбора этого дня у мирового судьи Ростроповичу и Аникееву в чужом городе без денег пришлось пережить немало отвратительных моментов. Тогда они обратились за помощью к бакинскому градоначальнику П.И.Мартынову, который экстренно приказал расследовать это дело приставу II участка. Выяснилось, что Ростропович и Аникеев были уволены незаслуженно… В довершение всего Егиазаров запретил прислуге общественного собрания пускать в клуб родную сестру Ростроповича.

“Егиазаров часто штрафует музыкантов на 10, 25, 50 рублей в зависимости от его расположения духа”. Бакинцы, находясь на почтительном расстоянии от всех фронтов войны, не видели ее настоящих ужасов, не слышали ее стонов, но не оставались безразличными к этому горю. Все в городе включились в оказание помощи пострадавшим и раненым. Леопольд Ростропович активно участвовал в благотворительных концертах. Так, 8 января 1915 года польский комитет г.Баку устраивал концерт в пользу пострадавшего от войны населения Царства польского. “Блестяще исполнил ноктюрн Чайковского луареат последнего конкурса виолончелистов Ростропович”, – писала газета.

Музыкальная жизнь в Баку кипит. Л.Ростропович одновременно работает в нескольких местах – преподавателем на музыкальных курсах под руководством Черномординова, которые располагались в доме N26 по ул.Горького. 27 января он принимал участие в первом камерном вечере, где исполнил Pezzo caprichiso Чайковского. 10 марта Ростропович участвует в вокально-музыкальном вечере на усиление средств бакинского отдела распространения грамотности среди грузин, где он прекрасно сыграл соло несколько красивых пьес, а вместе с Шеферлингом (скрипка) и М.В.Оболенской (ф-но) трио Чайковского. 12 апреля Ростропович играет на концерте, устроенном комитетом помощи евреям, пострадавшим в районе военных действий.

А город готовился к большому патриотическому благотворительному концерту. Его инициатором был военный генерал-губернатор, контр-адмирал Е.В.Клюпфель. Были объединены бакинские любители хорового пения. Репетиции проходили в здании евангелическо-лютеранской церкви Спасителя. Концерт состоялся 6 мая в театре Бр.Маиловых (оперный театр). Ростропович сыграл Кантилену из первого концерта для виолончели Давыдова вместе с симфоническим оркестром под искусным руководством своего друга Ю.Шеферлинга. Газета писала: “Ростропович в самом деле прекрасный виолончелист и публика заставила его повторить Кантилену, звучавшую отлично”.

Летом Ростропович выезжал в родной для него город, получивший в то время название Петроград. 3 сентября 1915 года, возвратившись, он дал объявление в газете “Баку”: “Рекомендованный профессорами петроградской консерватории, лауреат (золотая медаль), артист императорских театров возобновил занятия на виолончели и рояле по ул. Заведенская, 3 (Б.Сардарова)”.

6 декабря в бакинском общественном собрании (ныне Дом офицеров) прошел благотворительный концерт, где “талантливый виолончелист Ростропович, знакомый бакинцам, блестяще исполнил концерт Сен-Санса, и публика устроила виртуозу шумную овацию”.

Двадцать пять месяцев шла война, в которой, как и в любой войне, победителей нет. Только жертвы – мертвые, беженцы, военнопленные. “Бакинцы всегда были отзывчивы на все хорошее и доброе” – писала газета “Каспий” и публиковала отчеты благотворительных акций и списки пожертвователей.

3 января 1916 года бакинский комитет всероссийского союза городов устраивал благотворительный концерт в пользу российских военнопленных с участием Л.Ростроповича. 24 февраля газета “Каспий” писала: “Ростропович, несмотря на его молодость (ему было 23 года), приобрел имя в музыкальном мире. По окончании с золотой медалью петроградской консерватории по классу Вержбиловича он был командирован в Париж и Берлин, где в виде поощрения получил от музея Мендельсона великолепную виолончель работы Гварнели. Возвратившись в Россию, Ростропович был принят в оркестр императорских театров в Петрограде. В Баку он проживает уже второй год и за это время завоевал себе симпатию бакинской музыкальный публики”. Надо отметить, что бакинцы были избалованы высококлассными музыкантами и знали в этом толк!

Концерт прошел “с большим успехом, в аплодисментах, вызовах и требований повторений не было недостатка”.

5 сентября 1916 года Л.Ростропович вновь дал объявление в газету: “Артист императорских театров петроградской и парижской консерваторий возвратился из Тифлиса после отпуска и возобновил свои занятия по классу виолончели и рояля. Запись лично от 12-2 ежедневно по ул. Заведенской (Б.Сардарова), д.5, кв. 10 в квартире инженера (Шолларского водопровода) г.Скрживань”.

Хочется думать, что годы, проведенные в Баку, были не худшими для Леопольда Ростроповича. Газета “Баку” писала: “Молодой артист Ростропович обладает всеми данными, которые дают право надеяться, что он займет подобающее место в ряду выдающихся артистов виолончели”. Возможно, эта вера в него бакинцев и сыграла главную роль в его возвращении в Баку в 1925 году.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: