Вероятность смерти заключенных в Азербайджане есть

Р.БАБАЕВ

Как мы уже сообщали, в ночь с 27 на 28 февраля в колонии N10 скончался племянник экс-министра обороны Рагима Газиева Джовдет Газиев. Покойный был осужден решением судебной коллегии Суда по тяжким преступлениям на четыре года лишения свободы за участие в беспорядках в Шеки 18 ноября 2000 года. Накануне Главным управлением по исполнению судебных решений была распространена информация о смерти Джовдета Газиева, наступившей в результате обширного инфаркта. Дело было передано в Наримановскую прокуратуру.

На вопросы “Эхо” отвечает глава Азербайджанского фонда развития демократии и защиты прав человека Гаджимурад Сададдинов, присутствовавший при процессе осмотра судмедэкспертами тела Джовдета Газиева.

– Когда к нам поступила информация, что в колонии N10 скончался заключенный по делу шекинских событий ноября 2000 года, я сразу же выехал в колонию. Там были родственники покойного. К этому времени труп был вывезен и отправлен в морг больницы N5 в Баку.

В больнице присутствовали сотрудники прокуратуры Наримановского района, представители управления исполнения наказаний Министерства юстиции. Они предложили родственникам Газиева и всем желающим осмотреть труп, а также пригласить знакомого судмедэксперта, который тоже может принять участие в процедуре осмотра тела. Я тоже присутствовал и могу сказать, что на теле не было никаких следов насилия.

Что касается других действий в отношении покойного, то во время следствия применялись пытки и на голове у него были видны шрамы и наложенные швы.

Причиной же смерти явился, согласно медицинскому заключению, обширный инфаркт. По описаниям заключенных, которые были рядом с ним, а также руководителей и сотрудников колонии, вечером перед сном у него были резкие боли под лопаткой. Газиев подумал, что это от простуды, и потянулся. В этот момент его прошиб холодный пот. Пока его доставили в медсанчасть, вызвали :скорую”, Джовдет Газиев скончался.

Его похоронили вчера в Шеки. У него осталось четыре дочери, старшей из которых 10 лет, а младшей – 3 года.

– Правозащитники намерены что-либо предпринять по поводу смерти Джовдета Газиева?

– Возможно. Информация о смерти Газиева известна уже многим международным организациям, потому что летом прошлого года господин Пьетро Эрколе Аго представлял азербайджанским властям список из шестнадцати человек, которых мониторинговая группа просила освободить из мест лишения свободы. Так вот, имя покойного было в списке шестнадцати.

– Не угрожает ли смерть еще кому-нибудь в местах лишения свободы?

– Трудно сказать. Есть, конечно, больные, возможно, что с ними может произойти такое. Что касается Газиева, то он не был болен. Смерть наступила неожиданно.

Есть один омоновец, которому недавно делали операцию на горле – удаляли раковую опухоль. Вообще переживания, которые переносят заключенные, особенно несправедливо осужденные, приводят к тому, что их сердце может не выдержать. Поэтому вероятность летальных исходов большая. Нужно решать их вопрос, необходимо их освобождать, ведь только по “шекинскому делу” безвинно сидят 17 человек.

В свою очередь в интервью “Эхо” правозащитник Залиха Таирова также ответила, что затрудняется обсуждать вопросы, связанные с возможностью смерти кого-либо из заключенных “…Даже самая прекрасная тюрьма – это лишение свободы. Уже одна мысль о том, что человек находится в тюрьме, подобна пытке, – говорит З.Таирова. – Могут быть и какие-то неуставные отношения между заключенными и администрацией тюрем, колоний могут вызвать смерть. Но не думаю, что в ближайшее время кто-то еще может умереть”.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: