Рынок, оплетенный сетью монополий

Р.НАСИРОВ

Интересной информацией поделился с “Эхо” руководитель Союза свободных потребителей Эюб Гусейнов. Если раньше он был известен широкой общественности страны как защитник интересов потребителей, то с недавних пор его смело можно причислить к антиглобалистам.

В общих чертах понятие “антиглобализм” включает борьбу за завоевание фирмами (компаниями или даже странами) рынков зарубежных стран. Таким образом, Гусейнов теперь выступает не только против таких международных финансовых институтов, как Всемирный банк, МВФ и т.д., но и, например, Всемирной торговой организации. По мнению общественника, вступление Азербайджана в ВТО ничего хорошего не сулит и очень скоро страна превратится в пассивного потребителя продукции зарубежного производства.

Но сейчас речь не об этом. К Э.Гусейнову мы обратились с просьбой ответить, существует ли в Азербайджане монополия на импорт отдельных товаров потребления. Вопрос не праздный, тем более, что на протяжении последних нескольких лет в стране наблюдается парадоксальная, на первый взгляд, картина: вне зависимости от колебания цен на продукты питания на мировых рынках цена на них на внутреннем рынке страны остается стабильной. На первый взгляд, никакой логики в происходящем нет. Кому выгодно удерживать цены на рынке в ущерб себе? С другой стороны, такое может быть, только если в стране имеется монополия на продукты питания.

Рассмотрим, к примеру, случай с сахарным песком. Мало кто задавался вопросом, почему цены на этот товар растут в летнее время. Нет – оно, конечно, понятно, что летом в период массового “вареньеваренья” сахарный песок превращается в самый ходовой товар. Но ведь цены производителей этой продукции не зависят от сезонных факторов. Значит, теоретически и в летнее время поставщики должны покупать и завозить сахар по стабильным ценам производителей.

И если на деле происходит обратное, то значит, кто-то монополизировал этот рынок и по собственному усмотрению поднимает цены на товар летом. Что касается искусственного удержания цен на прежнем уровне при росте мировых цен на отдельные товары, то хотя, на первый взгляд, такой прием и приводит к убыткам, однако в целом он себя оправдывает.

Объяснение опять же простое: в период искусственного подорожания цен на товары монополист успевает “нагреться” настолько, что в целях удержания контроля за рынком он может себе позволить, истратив лишь часть от нажитого, сдерживать натиск цен производителя. Главное – не допустить на рынок конкурентов, которые в этот момент при всем желании не смогут противостоять против искусственно удерживаемых цен. При наличии конкуренции такое было бы невозможно. А монополия как раз создает возможность для такого рода манипуляций.

Однако вернемся к главе ССП. По его словам, с декабря прошлого года его организация проводит своеобразное исследование рынка. Причем не только в Азербайджане, но и в Грузии и Армении. То есть, ценовой мониторинг охватил все три страны Южного Кавказа. Исследования проводились на предмет выявления монополии на импорт товаров 43 наименований. ССП пытался определить, какая продукция продается в этих странах по одинаковым ценам.

По декабрьским и январским результатам уже можно смело констатировать, что в регионе имеется монополия на ввоз кур, масла и детское питание. Гусейнов считает, что, скорее всего, в данном случае речь идет о “внешней монополии”, то есть монополисты являются и производителями этих товаров. Они поставляют свою продукцию в регион и диктуют при этом цены на внутренних рынках стран. О наличии монополии говорит, например, тот факт, что в Грузии на некоторые из этих товаров таможенные налоги на импорт ниже, чем в Азербайджане, но цены почему-то при этом продолжают оставаться одинаковыми. Правда, при этом в ССП вовсе не стали исключать возможности внутренней монополии в Азербайджане.

Чтобы выяснить, как обстоит дело на рынке птицепродуктов, мы обратились к руководителю одной из местных птицефабрик. Наш респондент оправдал ожидания и подтвердил услышанное от главы ССП. Согласно джентльменской договоренности, его имени, как и названия предприятия, мы упоминать не будем. Скажем лишь, что ее продукция лишь недавно стала реализовываться на рынке. Этот человек подтвердил, что в Азербайджане существует монополия на импорт кур. Другое дело, что производственные мощности его фабрики изначально позволяли, не боясь, вступить в борьбу с любым монополистом.

В результате уже сегодня доходы от импорта этой продукции у монополистов “серьезно пошатнулись”. Развивая тему, источник также сказал, что в его борьбе сильно помогли и сами потребители, которые со все большим доверием начинают относиться к местной продукции. Ведь по внешнему виду импортных кур сложно определить, чем их кормили, в каких условиях растили и как забивали.

Однако в ходе разговора нам удалось выяснить, что если проблема монополии на ввоз кур потихонечку решается, то с ростом темпов местного производства острее начинает ощущаться неразрешенность другого вопроса – высоких ставок таможенных пошлин на импорт рыбьей костной муки, которая используется в качестве подкормки птиц на фабриках. Глава предприятия сказал, что таким образом в стране формируется другая монополия – на ввоз из-за рубежа этой продукции.

Очевидность монополии в торговом секторе подтвердил и президент Ассоциации экономического развития Орхан Керимов. По его словам, гораздо сложнее вспомнить сектора, где монополия отсутствует, чем перечислить те, в которых она есть. Сегодня монополизировано порядка 90-95% местного рынка. Причем процесс этот завершился еще несколько лет назад и сейчас отдельные сферы в силу тех или иных причин одними монополистами переданы другим. Причину подобной организации рынка Керимов видит в том, что на долю товаров местного производства приходится всего 15-20% внутреннего рынка.

По мнению президента ассоциации, хотя государство и должно контролировать рынок, тем не менее в течение нескольких прошедших лет никто в Азербайджане не слышал о каких-либо санкциях против нарушителей. Между тем все подобные факты должны регулироваться законом об антимонопольной деятельности, согласно которому монополистом считается любая фирма, завоевавшая более 35% рынка. Правда, выявить монополистов не так-то и просто.

На первый взгляд, для этого достаточно поднять статистику Государственного таможенного комитета и проанализировать, какие товары регулярно ввозятся в Азербайджан одними и те ми же фирмами. Однако часто, чтобы создать видимость отсутствия монополии, купленная за рубежом продукция в Азербайджан импортируется не одной, а несколькими фирмами. В этом случае появляется необходимость в тщательном расследовании, которое может выявить, что все эти фирмы часто имеют одного учредителя или же между их учредителями имеются родственные связи.

Несколько скептически к вопросу монополий отнесся президент Национальной конфедерации предпринимателей (работодателей) Алекпер Мамедов. Он считает, что разговор о монополиях – досужий вымысел. Да, действительно, они были в Азербайджане еще несколько лет назад, но со временем, по мере упрочения международных связей у местных фирм и компаний, монополисты потихоньку уступают свои сферы влияния. Они просто не в состоянии удерживать далее сегменты рынка в своих руках.

По мнению А.Мамедова, любое нормальное предприятие в своем развитии должно стремиться к монополии. А государство, в свою очередь, контролировать рынок так, чтобы у фирм оставалось меньше шансов достичь желаемого результата.

Так есть в Азербайджане монополии? Большинство опрошенных нами сошлись во мнении, что эта язва развилась в стране уже давно и теперь процветает. Однако никто не смог назвать конкретных лиц, замешанных в этой игре. Или просто не захотел… Хотя дело даже не столько в сложности доказательств причастности какого-либо физического или юридического лица к монополии, просто эта игра настолько сложна, что ее реальными персонажами могут быть лишь те, у кого есть солидная “крыша”.

В ней должны быть задействованы многие госструктуры, которые способствуют монополии. Например, уже который год азербайджанский рынок наводнен турецкими канцелярскими товарами. Цены на них стабильны, но достаточно высоки. Между тем, по логике, в Азербайджане, в котором пока еще слабо развито собственное производство канцтоваров, должна продаваться продукция не только Турции, но и других европейских стран. Тогда у потребителя появляется свобода выбора товара и альтернативой дешевой, но некачественной продукции, выступает дорогая и надежная.

Однако этого почему-то не происходит. Наверное, потому, что любая попытка местных импортеров завезти канцтовары из России может быть пресечена уже на таможне. Конечно… в рамках законности. При наличии указаний сверху у импортера потребуют выплатить все соответствующие таможенные пошлины. В результате цена товара может оказаться гораздо выше турецкого импорта. Правда, теоретически и последний должен облагаться аналогичной пошлиной. Но… законна ли сама игра в монополию?

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: