Маслиновая плантация в Баку доживает последние дни

Дж.ИБРАГИМОВА

Разговоры о том, что в Сураханском районе на Зыхе, неподалеку от Бакинского высшего военно-морского училища, сознательно уничтожается маслиновая роща, идут уже давно. С попустительства городских властей уже половина некогда самой большой маслиновой плантации в столице уже практически уничтожена.

На месте ценных деревьев ныне высятся или готовы вырасти жилые дома частного сектора. Повозмущавшиеся, но так ничего и не добившиеся жители близлежащей округи вскоре успокоились в надежде на то, что оставшаяся половина чудной плантации останется в неприкосновености. Уж это было бы откровенным вредительством. Но… этого самого вредительства пришлось ждать недолго. Уже вчера активно стали вырубаться оставшиеся деревья.

Побывав на месте, не побоимся этого слова, преступления, мы увидели следующее. Уже на подъезде к территории маслиновой рощи на глаза стали попадаться грузовые машины, до краев нагруженные песком и строительным материалом. На самой же плантации полным ходом шло спиливание мощных плодоносных крон деревьев. Повсюду торчали пенечки, которые, впрочем, тоже в скором времени выкорчевают.

“Вот-вот, так и вырубят всю рощу, а ведь когда-то на уборку большого урожая маслин сюда привозили нас, еще школьниками”, – рассказывал нам сердобольный житель местного жилого массива. Картина выглядела удручающе. Сотни высохших деревьев рощи все еще держатся здесь, что называется, “на честном слове”. Уже завтра их постигнет та же участь, что и их собратьев. А на их месте будут построены роскошные особняки… А ведь когда-то принадлежавшая Сураханскому совхозу маслиновая плантация выполняла и перевыполняла план по сбору ценных плодов деревьев, считающихся в ряде стран Средиземноморья святым древом.

По показателям сбора этих плодов данный совхоз считался одним из самых рентабельных на Абшероне. Но времена изменились. Решение о разделении сада на отдельные участки и раздача их желающим под приватизацию и соответсвенно строительство было принято в духе сегодняшнего времени – все продается и все прокупается. По словам председателя Азербайджанского общества охраны природы Сабира Исрафилова, такое положение вещей сегодня можно наблюдать повсеместно. “Приватизацию уникальных абшеронских садов осуществлять нельзя было. Им нужно было дать особый статус охраняемого объекта”, – говорит Исрафилов. В качестве примера этого необдуманного решения председатель общества приводит ситуацию, сложившуюся с другим некогда знаменитым на весь Союз совхозом субтропических культур.

Маштагинский совхоз на Всесоюзной выставке достижения народного хозяйства (ВДНХ) когда-то представлял плоды граната весом в 1 кг, а виноградная гроздь, выращенная в этом совхозе, тянула на добрых 2 кг. Ныне территория плантаций совхоза площадью в 450 га представляет собой не менее удручающее зрелище, чем фисташковый сад в Масазыре. По словам С.Исрафилова, на его участках выгоняется скот, уникальные деревья не просто вырубаются, а выпиливаются. Оказывается, из стволов фруктовых деревьев получается высококачественный древесный уголь, который впоследствии используется при приготовлении шашлыков…

“У нас сегодня активно развиваются такие направления сельского хозяйства, как зерноводство и животноводство, – говорит председатель общества охраны природы, – коровы и бараны все поедают”. На бесхозных участках уникальных садов идет выпас не только мелкого, но и крупного рогатого скота. А между тем именно фруктовые сады и виноградные плантации, сегодня вырубаемые безжалостной рукой, всегда были наиболее прибыльным направлением сельского хозяйства страны. Более 4500 плодово-ягодных сортов народной селекции, многие из которых достаточно редкие для Азербайджана, безвозвратно погибают. Причина тому – плачевное состояние садоводческих хозяйств страны, которые, оставшись без должного ухода, стали за последние годы бесхозными. И не нужно быть профессиональным селекционером, чтобы заметить, как в запустении засыхают некогда роскошные сады, превращаясь в единичные насаждения.

Такая ситуация сложилась сейчас практически по всей стране. Уже сегодня на рынки поступает плодов, ягод и продуктов их переработки в 2-3 раза меньше, чем несколько лет тому назад. Между тем каждый гектар плодово-ягодных культур может принести государству прибыль в 20-30 млн. манатов, а благополучное состояние существующих, оговоримся, пока еще существующих, садов могло бы не только полностью обеспечить потребность населения в различных плодах, но и широко экспортировать их за рубеж. Если дело так пойдет и дальше, то, похоже, в скором времени плодоносные сельскохозяйственные культуры можно будет сыскать разве что в Интституте генетики и селекции НАН Азербайджана. Есть у нас в стране и такой.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: