Суды Азербайджана “в подчинении” МВД

Р.ОРУДЖЕВ

Партия “Адалят” намерена провести акции протеста в связи со смертью главы ее сумгайытской организации Фазаила Тагиева. Об этом на вчерашней пресс-конференции заявил ее председатель Ильяс Исмайлов.

Напомним, что 13 февраля из заключения были освобождены два человека, попавших в руки полиции вместе с Тагиевым. Об обстоятельствах этого происшествия и его последствиях вчера и поведали журналистам бывшие сокамерники Ф.Тагиева – Лятиф Гулиев и Джарулла Рамазанов.

Все началось с того, говорит Л.Гулиев, что главный сумгайытский полицейский Севиндик Сафаров (кстати, его он потом подчеркнуто называл “садистом”) инициировал ложные обвинения в сепаратизме против партии “Адалят”. 10 сентября 2001 г. заседающих в своем офисе членов партии полицейские выкинули на улицу и запечатали двери. 19 сентября делегация “Адалят” поехала в Сумгайыт “за правдой”.

У дверей отобранного офиса их уже поджидали представители местной исполнительной власти и полиции. …Через некоторое время на улице послышался звук полицейских сирен. Сопротивляться “адалятовцы” не стали (понимая, что это бесполезно) и спокойно проследовали к полицейским машинам, которые доставили их в 4-е отделение полиции Сумгайыта. Но самое интересное, добавил Джарулла Рамазанов, что к моменту их выхода из здания на улице уже стояли (как им впоследствии удалось выяснить цифру) 39 полицейских с автоматами, дубинками, щитами – приехали “бороться с хулиганством”. “Незаконно и без всяких оснований нас обыскали, – говорит Л.Гулиев, – и продержали в отделении 8 часов”. После этого всех задержанных (11 человек) отвезли в ГУП Сумгайыта и поместили в изолятор.

Сначала их держали в темной сырой камере без окон и воздушной вентиляции. Здесь сразу проявились хронические недомогания Ф.Тагиева и Л.Гулиева, первый даже потерял сознание. В течение нескольких часов арестованных вызывали на допросы по-одному и выпускали на свободу. Оставили, как известно, троих. Все они в разное время были известными судьями, депутатами и партработниками. “Абсурдно было бы представить нас хулиганящими”, – говорит Дж.Рамазанов. В нечеловеческих условиях партийцы провели в общей сложности 33 часа. Все это время им не давали ни есть, ни пить, ни справлять естественную нужду. После чего на всех троих наложили административное взыскание сроком на месяц, а по его истечении, 19 ноября, начали судебный процесс по обвинению в хулиганстве, который продлился до 24 декабря. В течение всего этого времени их, вместе с еще несколькими обвиняемыми по другим делам, держали в камере, где было лишь две койки.

В день каждому выдавали приблизительно по 300 г хлеба и одну миску баланды. Условия содержания в Сумгайытском изоляторе они и сегодня вспоминают с содроганием. По их словам, жизнь в Шувелянском СИЗО, после того как их приговорили к полутора годам лишения свободы каждого, была сравнима с пребыванием в гостинице. Особенно если учесть, что на прежнем месте не обходилось и без избиений со стороны полицейских.

Ильяс Исмайлов считает, что столь неожиданно скорое освобождение Рамазанова и Гулиева в первую очередь связано со стремлением властей несколько сбить накал страстей вокруг смерти Ф.Тагиева. Хотя, строго говоря, их вовсе не освободили от ответственности. Они по-прежнему “хулиганы”, которым лишь изменили меру наказания с полутора лет отсидки на один год условного заключения. Однако сами Гулиев с Рамазановым не признают правомочным ни одно из действий полиции и суда по отношению к себе с самого момента задержания. Потому как первоначально сам арест произошел незаконно.

“В этом государстве, – говорит И.Исмайлов, – все законы приведены в соответствие с европейскими, но ни один из них не выполняется. Единственный метод воздействия власти на народ – запугивание”. Кстати, из уст освобожденных вчера прозвучала интересная деталь – за время их общего пребывания в Шувелянском изоляторе погибший Ф.Тагиев на их глазах потерял ужасающее для человеческого организма количество крови, которое они выразили сравнением в “2 ведра”.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: