Как живут азербайджанские беженцы

И.ЮСИФОГЛУ

Сегодня на заседании Милли меджлиса председатели Партий гражданского единства (ПГЕ) – Игбал Агазаде и Гражданской солидарности – Сабир Рустамханлы поведают своим коллегам о социальной ситуации в палаточных городках беженцев.

9 февраля народные избранники посетили палаточные городки беженцев N3 и N4 в городе Билясувар. Депутаты побывали там в качестве членов незарегистрированной на сегодняшний день фракции “Карабах”. Основной целью поездки, как говорит И.Агазаде, стала “реализация недавнего призыва спикера ММ Муртуза Алескерова: “Идите в палаточные городки и изучайте жизнь беженцев””.

Кроме того, фракция “Карабах” поставила своей целью обсуждение в Милли меджлисе социально-политических проблем беженцев. Визитеры предусмотрительно не обнародовали маршрут поездки заранее, поскольку знали, говорит председатель ПГЕ, что исполнительная власть этих районов будет чинить препятствия.

Билясувар депутаты избрали не случайно. “Есть указ президента Азербайджана от 15 августа 2001 года за N791 о ликвидации проблем с продовольствием, возникших в связи с прекращением помощи беженцам и вынужденным переселенцам со стороны международных организаций. Указ президента относится именно к 57 тысячам беженцев, проживающих в Билясуваре”. Согласно указу для 57 тысяч беженцев из Нефтяного фонда выделяется 906 миллионов манатов ежемесячных пособий. И на каждого человека, согласно указу президента, выделяется 16 тысяч манатов ежемесячно на продовольственные нужды. А выплачивается только 4,500 – 5 тыс. манатов в месяц.

“Помощь, – сообщил И.Агазаде, состоит из 1 кг риса, 1 кг сахарного песка, 1 литра подсолнечного масла. Из фонда Госкомитета по делам беженцев эти люди более никакой помощи не получают. Куда уходят остальные деньги – непонятно”. Дополнительно лишь 5 палаточных городков (20.112 беженцев) получают по 5 кг муки ежемесячно от Министерства связи.

В ходе поездки на народных избранников пытались оказать давление. Так, глава управления полиции Джебраильского района Вагиф Магеррамов заявил депутатам, что для проведения подобных встреч необходимо разрешение Госкомитета по делам беженцев. Кроме того, глава управления полиции заявил: “Вы должны встречаться только с избирателями собственного округа”.

Депутаты сумели доказать, что в мандатах народных избранников не указано: “Депутат от такого-то района” и у представителей законодательного органа есть право на изучение ситуации в любом регионе страны. Однако гостей попытались отпугнуть с помощью специально обученных лиц, говорит И.Агазаде. Запоздавшие, возмущенные представители беженцев угрожали депутатам и стремились спровоцировать их на столкновения. Однако благодаря протестам самих жителей палаточных городков, конфликта удалось избежать.

Помимо бесед и встреч с беженцами непосредственно в местах их проживания, депутаты побывали также в школе N9 Джебраильского района, расположенной в палаточном городке N3. Встреча получилась не “заказная”. Депутаты в очередной раз констатировали, что семьи беженцев живут в ужасающих условиях. Очень много детей не посещают школу. Есть проблемы с одеждой – некоторые из-за отсутствия обуви, вынуждены ходить босиком или не выходить из палатки.

Отметим, что недавно спикер ММ заявил: “Фракции “Карабах” нет. Нет и необходимости в создании подобной фракции”. Члены фракции считают, что подобное заявление – личное мнение спикера.

Сегодня во фракции Карабах 10 депутатов. “Многие депутаты желали бы вступить во фракцию “Карабах”, но боятся давления властей”, – говорит И.Агазаде. Отметим, что на цифре 10 численность членов фракции “Карабах” держится долгое время. Для официальной регистрации число фракционеров должно увеличиться еще на 15 депутатов.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: