Азербайджан – “враг Интернета”

Н.АЛИЕВ, Р.ЯДУЛЛАОГЛУ

В своем ежегодном докладе международная организация “Репортеры без границ” сообщила, что по итогам 2001 года 53 государства имеют ту или иную цензуру в Интернете. “Под предлогом защиты от распространения разрушительных идей и ради гарантии безопасности национального единства” 20 стран запрещают своим гражданам иметь доступ в Интернет.

Такие страны, как Саудовская Аравия, Азербайджан, Беларусь, Китай, Северная Корея, Куба, Ирак, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Ливия, Сьерра Леоне, Судан, Сирия, Таджикистан, Туркменистан, Тунис, Узбекистан и Вьетнам, ставят столько ограничений на работу в сети, что могут быть квалифицированы как “Враги Интернета”, – отмечается в тексте.

Согласно этому докладу, правительства названных стран ведут борьбу против диссидентства в киберпространстве. Инстанции, осуществляющие репрессивные меры, блокируют сайты, не отвечающие их интересам, и обязывают всех пользователей получать разрешение в специально организованных для этого регистрах. Решение “Репортеров без границ” – логическое продолжение неразберихи, имеющей место в Азербайджане в области интернет-связи.

Причем эта проблема до попадания Азербайджана в список “врагов Интернета” имела не столько политическую, сколько экономическую мотивацию. По словам главы центра информационных систем и технологий “Мультимедиа” Османа Гюндузова, жесткую цензуру в области Интернета в Азербайджане проводит лишь Министерство связи. И это при том, что руководство страны еще в январе текущего года четко определило свои позиции по данному вопросу. Тогда, при обсуждении вопроса создания совета по прессе, телерадиовещанию и интернет-связи, глава президентского аппарата Али Гасанов, сославшись на то, что в цивилизованном мире не существует аналогов государственных структур по регулированию Интернета, дал понять, что президент Азербайджана Гейдар Алиев также считает нецелесообразным создание подобной структуры и у нас.

Таким образом была определена соответствующая мировым стандартам политическая стратегия государства в этой области. Следовательно, в “черный список” “врагов Интернета” наша страна была включена по технико-административным мотивам. “Сложилась абсурдная ситуация – Министерство связи дает лицензию субъектам, желающим получить доступ к Интернету. В то же время оно само оказывает услуги по Интернету. И, наконец, оно же определяет тарифы. Аналогов такого в мире нет”, – резюмировал О.Гюндузов.

По “тарифному вопросу” война между Министерстом связи и рядом общественных организаций вспыхнула в конце 2001 года. Напомним, что еще в октябре в связи с решением ведомства ввести отдельную плату за пользование интернет-связью и факсимильными аппаратами центр информационных систем и технологий “Мультимедиа”, Союз свободных потребителей, Форум НПО и Профсоюз журналистов подали иск на Минсвязи в 1-й Экономический суд страны. Процесс неоднократно откладывался, а позже к делу подключилось и Министерство экономического развития. Его глава Ф.Алиев отменил все самовольно определенные Минсвязи тарифы. Так интернет-война медленно переросла в межведомственную, и в 1-м Экономическом суде стало рассматриваться дело “Минсвязи против МЭР”.

Поскольку в конфликт оказались вовлечены сразу несколько субъектов, то и в суде стало фигурировать несколько исков. 21 декабря прошлого года судебная коллегия приняла решение отправить документы на рассмотрение в Апелляционный суд Азербайджана, который в свою очередь на днях возвратит их обратно. Дата следующего заседания пока неизвестна. Но вроде бы конец уже близится. Тем более, что МЭР в суде подняло даже вопрос законности создания Минсвязи “Бакинтернета”.

Между тем, как только стало известно о решении организации “Репортеры без границ”, Минсвязи распространило информацию, согласно которой самый активный из протестующих против тарифов ведомства общественник О.Гюндузов был охарактеризован как человек, умышленно дискредитирующий Азербайджан в глазах правозащитных международных институтов. Интересно, что даже в середине прошлого года предсказать скорый скандал на интернет-рынке Азербайджана было несложно. Еще до того Минсвязи применило ряд карательных мер.

Так, поводом для возмущения местных провайдерских интернет-компаний послужили действия Министерства связи Азербайджана, проводящего инвентаризацию провайдерских услуг для выяснения точных данных о количестве пользователей Интернета. Тогда министр связи Надир Ахмедов заявлял, что провайдеры скрывают число своих пользователей с целью сокрытия налогов. Число пользователей Интернета в стране якобы превысил 40 тыс., в то время как компании указывали на 5 тыс. Так готовилась почва для монополизации рынка. Ведь всего на местном рынке функционировало 10 провайдеров.

При этом в роли одного из операторов от лица “Бакинтернет” стало выступать Министерство связи. Естественно, последнему и принадлежит право контроля за деятельностью предприятия. Между тем услуги провайдеров отличаются особым качеством, хотя уступают в цене. Минимальная стоимость 10-часового доступа к интернет-сети равна 30 тыс. манатов. А поскольку большинство провайдеров практикуют систему скидок (чем больше интернет-времени покупает клиент, тем больше объем скидок), причем месячная плата за беспрерывное пользование Интернетом у разных провайдеров колеблется от 45 до 100 долларов, что в принципе считается не такой уж высокой платой, то желающих пользоваться услугами ведомственного провайдера “Бакинтернет” (работает на базе Бакинской телефонной сети) гораздо меньше.

Более доступно происходящее объясняет возможность доступа провайдеров к интернет-связи. Войти в Интернет можно посредством телефонной сети министерства и путем передающей приемной антены (висат), обеспечивающей обмен данными с зарубежным провайдером. Часто в числе последних выступают крупные американские или российские интернет-компании. Понятно, что большинство клиентов заключали соглашения с провайдерами, работающими с передающей приемной антенной.

Пытаясь сделать “Бакинтернет” рентабельным, в Минсвязи с 1 октября 2001 года решили (согласно приказу N249 от 6 сентября 2001 года министра Надира Ахмедова) ввести ту самую злополучную плату (20 тыс. манатов) за пользование интернет-связью. Тогда получилось, что клиенты независимых провайдеров должны были платить не только самим компаниям за предоставленную сеть, но и министерству, которое обосновывало свои действия перегруженностью оборудования ее предприятий. В результате пользователей Интернета в Азербайджане с каждым днем становится меньше и провайдеры теряют в оборотах.

И в заключение скажем, что 31 января правительство Азербайджана создало Тарифный совет, в функции которого будет входить определение тарифов на услуги естественных монополий.

Скорее всего как только завершатся организационные вопросы, то в качестве вопросов, требующих незамедлительного решения, на обсуждение совета будет вынесен вопрос “тарифов Минсвязи”. Хотя, с другой стороны, куда уж торопиться: благодаря одному из субъектов “интернет-спора по-азербайджански” страна уже зачислена в ряды стран “врагов Интернета”…

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: