Во cколько обходится нарушение прав человека?

Х.ИСМАЙЛОВА, Р.ОРУДЖЕВ

Согласно сообщениям турецких информисточников, в прошлом году их страна была вынуждена заплатить 11 миллионов долларов благодаря решениям Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). В 244 случаях, рассмотренных этим судом за период январь – ноябрь 2001 года, ЕСПЧ вынес решение о нарушении прав человека турецким правительством.

Согласно документу, подготовленному турецкой делегацией в ПАСЕ, в 184 процессах Турция проиграла 1484464 долларов США, 6979610 французских франков, 2100257 фунтов стерлингов, 16109 евро, 57539 марок, 9 миллиардов турецких лир. В 106 случаях, где было достигнуто полюбовное соглашение, Турции пришлось заплатить штраф в размере 323727 долларов США, 7699000 франков, 3168000 фунтов стерлингов, 2663400000 турецких лир.

Турции еще предстоит заплатить штраф по 60 делам, рассмотренным в последнее время: 425375 долларов, 9850 фунтов, 2742000 франков. 10 полюбовных соглашений на суде за последнее время обойдется в 2664000 франков, 79000 стерлингов.

Больше всего судов по нарушению права на собственность приходится на долю именно Турции. И вообще эта страна в ЕСПЧ лидирует по количеству исков, принятых на рассмотрение. Турция – 3142. Только в этом году предъявлено 1147 исков, из которых принято на рассмотрение 1059, в 384 случаях в регистрации отказано.

Ярким примером проигранных Турцией дел может считаться иск жителя села Айтепе, района Мардин, Абдуллятифа Ильхана. В 1992 году он был подвергнут насилию в полицейском участке. Решением ЕСПЧ от 27 июня 2000 года Турция выплатила 105600 фунтов стерлингов за причиненный физический и моральный ущерб.

Параллелью к этому случаю может считаться дело нашего бывшего сотрудника Службы внешней контрразведки при президенте Эльчина Бехбудова, который в свое время перенес пытки в тюрьме и отсидел 1 год. Однако по делу, которому его посадили, говорит правозащитник Эльдар Зейналов, Бехбудову в ЕСПЧ обращаться уже бесполезно. “Ему нужно заново подать заявление в местные инстанции, а затем уже обращаться в ЕСПЧ”.

Однако Э.Бехбудов сообщил “Эхо”, что его иск с обжалованием уже зарегистрирован в ЕСПЧ. Э.Зейналов выражает в этой связи сомнение, так как обычно, по имеющейся у него информации, ни для кого исключений в ЕСПЧ не делается.

За попытки закрытия политических партий по решениям ЕСПЧ от 25 мая 1998 года SP (социалистическая партия) отсудила у правительства Турции 100000 французских франков, а от 30 января 1998 года объединенная коммунистическая партия Турции отсудила 120 000 франков. 8 декабря 1999 года OZDEP (партия независимости и демократии – партия курдов) отсудила 70000 франков.

Уже в этом году в ЕСПЧ представлено также немалое количество исков:

Италия – 2100;
Россия – 2004;
Франция – 1570;
Польша – 1525;
Украина – 1165;
Румыния – 875;
Испания – 865.

Следует учесть, что по всем проигранным турецким правительством искам оно неизменно выплачивает отсуженные у него компенсации. Иначе и невозможно. Интересно, как поведет себя в аналогичных случаях наше правительство? Ведь ни для кого не секрет, что по огромному количеству спорных судебных решений в Азербайджане, несмотря на их подтверждение в Верховном суде, имеется стойкое несогласие проигравших в справедливости их вынесения. Это, по их мнению, и нарушения гражданских прав политзаключенных, и прав политических партий, а уж судебных нарушений по личным делам граждан вообще несчетное количество.

“Некоторые государства даже жалуются, например, Болгария, что им, дескать, присуждают непомерные суммы, – говорит Э.Зейналов. – И если с Азербайджана взять даже 50 тыс.долларов – это будет ощутимо. Кстати, наше государство сможет обходиться и без этих выплат. То есть, в тот момент, когда жалобу принимает ЕСПЧ, одновременно дается извещение о ней правительству. И если оно решает эту проблему до рассмотрения в ЕСПЧ, то никаких штрафов не накладывается.

На самом же деле в Евросуде от Азербайджана будет рассматриваться гораздо меньшее количество дел, чем кажется. Поскольку основная часть громких дел в нашей стране завершилась ранее, чем за полгода до ратификации нами Европейской конвенции о возможности обращения в ЕСПЧ, – это тот срок, когда обращения по делам еще действительны”.

Кстати, ратификационная грамота Азербайджана генсеку СЕ Вальтеру Швиммеру до сих пор еще не вручена, и причины этого неизвестны, говорят Э.Зейналов и адвокат Фуад Агаев.

Последний является защитником лидера АМИП Этибара Мамедова в его судебном противостоянии с президентом ГНКАР Натиком Алиевым. И если проблема не найдет своего справедливого решения в Азербайджане, говорит Ф.Агаев, они вынуждены будут прибегнуть к иску на решения наших судов в ЕСПЧ. По его словам, сейчас граждане Азербайджана могут, конечно, подавать свои обжалования в ЕСПЧ, но до вручения грамоты В.Швиммеру они не будут приниматься на рассмотрение и даже не будут зарегистрированы.

“Мне непонятно, – говорит Агаев, – почему до сих пор в прессе не опубликован закон о ратификации Европейской конвенции по защите прав и основных свобод человека и протоколы. Хотя ратификация в Милли меджлисе имела место еще в конце 2001 года”. По иску, который АМИП, возможно, направит в ЕСПЧ, с Азербайджанского государства будет затребована компенсация, “соответствующая по размеру тому резонансу, который вызвал в обществе суд над Э.Мамедовым”.

Во всех случаях в ЕСПЧ ответчиком является государство, “то есть в нашем случае про Натика Алиева никто даже не вспомнит”. Средства на оплату компенсаций должны быть изысканы из госисточников. Но, по информации Ф.Агаева, в бюджете страны на нынешний год такая статья расходов не предусмотрена. Вопросы исполнения решений Евросуда находятся в юрисдикции комитета министров СЕ, и представители каждого правительства Европы обязаны ежегодно отчитываться перед ним по этим вопросам.

“Я не исключаю, что в случае неисполнения Азербайджаном каких-то решений ЕСПЧ к нему могут быть применены серьезные санкции”. Однако Ф.Агаев уверен в том, что со временем, после вступления в силу европейской конвенции, наши власти будут вынуждены считаться с ее нормами. По статистике, количество дел, полюбовно разрешенных самими государствами до их рассмотрения в ЕСПЧ, значительно превышает те, что все-таки находят свое решение уже там.

По словам зампреда партии “Мусават” Мехмана Джавадоглу, здесь планируется подача нескольких исков в ЕСПЧ по делам политзаключенных. Это лица, арестованные и осужденные по шекинским событиям осени 2000 г., а также Нариман Яхъяев, арестованный якобы за участие в октябрьских событиях 1995 г., один из членов Джалилабадской организации “Мусават” и т.д. Вопрос размера компенсаций в партии пока не рассматривался.

Секретарь Демпартии Айдын Гулиев говорит, что от их организации будут посланы обжалования в ЕСПЧ в отношении незаконно осужденного Гурбана Мамедова, а также по вопросу прав лидера ДПА Расула Гулиева. Здесь надеются на то, что Р.Гулиев сможет присутствовать на своем суде в ЕСПЧ, поскольку его дело все местные судебные инстанции, вплоть до рассмотрения в Верховном суде, уже прошло, и безуспешно. Вопрос размера компенсации будет рассмотрен в ДПА “потом”, сказал А.Гулиев.

Лидер “Адалят” Ильяс Исмайлов считает, что его партия, возможно, подаст в ЕСПЧ иск с обжалованием решения суда, по которому за решетку по “хулиганской” статье попали три члена руководства “Адалят”. Вина их состояла в том, что они протестовали против действий полиции Сумгайыта, захватившей осенью прошлого года местный офис партии. 1 февраля по их делам предстоит рассмотрение в Апелляционном суде, но если справедливость достигнута не будет, то партия постарается вывести эту проблему на общеевропейское поле.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: