Гении Азербайджану не нужны

Р.ОРУДЖЕВ

Порочная практика наплевательского отношения чиновников к уникальным изобретениям ученых в полной мере перешла к ним по наследству от СССР.

Ни на какие другие мысли, кроме этих, не способно натолкнуть услышанное и увиденное вчера в пресс-клубе журналистами. Изобретатель Расман Гаджиев представил и продемонстрировал в действии свои разработки, так и не нашедшие своего воплощения на родине.

Несмотря на то, что автор, начиная с середины 70-х, неоднократно пытался убедить начальников всевозможных рангов в необходимости их производства, поскольку это неминуемо принесло бы выгоду СССР или Азербайджану. Доказательство тому – то, что до сих пор нигде в мире так и не появились разработки, аналогичные по своим идеям и конструированию тем вещам, что создал обычный азербайджанец Расман Гаджиев. Это биодвигатель, инвалидная коляска, бронежилет и специальный оптический микроскоп.

И ведь не скажешь, что автор впервые публично обращается к общественности с призывом уделить внимание его важным изобретениям, – на вчерашней пресс-конференции Р.Гаджиев продемонстрировал массу газетных вырезок с публикациями о них в изданиях самых разных лет. Не помогло. Да и наша публикация, после стольких-то хождений изобретателя по инстанциям, уже вряд ли поможет.

Теперь немного о том, что же удалось придумать Р.Гаджиеву. Биодвигатель представляет из себя механическую конструкцию, приводимую в действие ножным педальным способом – в одном случае, и могущую стать двигателем к электромобилю, если в действие он будет приводиться с помощью дополнительно установленного электрогенератора с небольшим накоплением заряда. С помощью педального привода, установленного, к примеру, в автомобиле “Ока”, его скорость можно развивать до 50 км/ч, а вместе с генератором скорость будет 100-120 км/ч. И все это без затрат горючего.

В качестве наглядного примера Гаджиев продемонстрировал видеозапись, на которой такой автомобиль передвигается с помощью ног водителя. Первое удачное испытание этого изобретения он провел еще в 1987 году на автомобиле “Таврия”. На основе биодвигателя, уверен Р.Гаджиев, можно уже сегодня наладить выпуск вполне экономичных, экологически чистых велоавтомобилей и велоэлектромобилей. Были бы желание и средства.

Инвалидная коляска нового типа была изобретена им в 1997 г. и тогда же зарегистрирована российским Институтом научных исследований и патентной экспертизы. На руках Гаджиев имеет патент этого института, признающий его авторство. Коляска обладает рядом технических новшеств, необходимых в повседневной жизни инвалидов. Она невелика по габаритам, может передвигаться в любых направлениях, сил для приведения ее в действие тратится в 2-3 раза меньше, чем в ныне используемых модификациях.

Кроме того, размеры и мобильность новой коляски позволяют выезжать на ней из квартиры и свободно пользоваться обычным лифтом. С этим изобретением Р.Гаджиеву удалось добраться до премьер-министра А.Расизаде, однако тот отклонил его, узнав, что на производство первой опытной модели надо потратить около 200 тысяч долларов.

Напрасно изобретатель убеждал чиновников, что, став единственным производителем подобных колясок, через небольшой промежуток времени Азербайджан не только сможет иметь прямую выгоду от их экспорта, но и за счет вырученных средств получит возможность бесплатно пересадить на модифицированные уникальные коляски 40-50 тысяч азербайджанских инвалидов, лишенных возможности передвигаться самостоятельно. Напрасно.

Однако не надо думать, что только нынешние власти с таким пренебрежением отнеслись к проектам Р.Гаджиева. К примеру, в самое что ни на есть военное для нас время, в 1992 г., он изобрел гениально и просто задуманный бронежилет, выдерживающий расстрел из автомата Калашникова на расстоянии 50-100 м (наибольшая убойная сила), чего не способен выдержать ни один современный бронежилет в мире. В том году никому не было дела до столь нужного изобретения, а уже при Г.Алиеве автор попытался пробиться с изобретением на прием к госсоветнику Лале Гаджиевой. Его, однако, принял только помощник госсоветника Авез Гумбатов (ныне Темирхан), который заверил изобретателя, что Лале ханым никак не до него, и вместо этого свел Р.Гаджиева с кем-то из военных чинов, которые также предпочли забыть про бронежилет.

Эта конструкция состоит из трех скрепленных между собою металлических пластин. Весит опытный образец 14 кг, против минимум 18 кг всех известных на сегодня моделей боевых бронежилетов. Хитрость заключается в том, что поверхность этих пластин не ровна, а ребриста. А расстояния между пластинами чуть больше длины пуль автомата. Пробивая первый слой, пуля ударяется под определенным углом в другую пластину, пробивает и ее, а затем ей приходится уже под третьим видом наклона входить в третью пластину. За время этих “приключений”, за счет разнонаправленных препятствий, встречающихся на ее пути, пуля постепенно теряет свою бронебойность и третий слой металла пробить ей не в состоянии.

В 1992 г. Р.Гаджиев провел испытания – с расстояния 50 м в бронежилет была выпущена автоматная очередь из 10 патронов. 9 из них застряли во 2-й и 3-й пластинах, пробив лишь внешнюю, а 1 пулю вообще разорвало. В настоящий же момент Р.Гаджиев спроектировал уже новую модель того же бронежилета, состоящую из аналогичных трехслойных пластин размером примерно 10х10 см. Они скреплены между собой в большой бронежилет специальным эластичным материалом. Эта модель, по мысли автора, придаст движениям солдат большую легкость, да и весить будет не более 8 кг. Однако на создание опытного образца этого жилета Р.Гаджиев уже не может найти средства.

Под конец встречи автор признался, что продать свои идеи за рубеж ему советовали даже чиновники высокого ранга, непосредственно отвечающие за прием и проталкивание научных изобретений и разработок в Азербайджане. Что тут еще добавить?

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: