Каспийский торг

М.БАГИРОВ

Визит в Азербайджан спецпредставителя Ирана по вопросам Каспия Мехти Сафари оказался не просто плотным, но еще и достаточно закрытым. Известно, что вначале иранский дипломат посетил Нахчыван, где имел встречи с руководством автономии, в ходе которых обсуждались вопросы развития двусторонних экономических связей и строительства газопровода Хой – Джульфа. Вчера М.Сафари прибыл в Баку и встретился с премьер-министром Артуром Расизаде, министром экономического развития Фархадом Алиевым и замминистpа иностранных дел Халафом Халафовым.

Как сообщил “Эхо” пресс-секретарь МИД Азербайджана Метин Мирза, состоялся “обмен мнениями по тем вопросам двусторонних отношений, что представляют взаимный интерес”. При этом М.Мирза не стал конкретизировать суть этих вопросов, сославшись на отсутствие информации.

Учитывая мандат иранского дипломата, можно предположить, что на встрече М.Сафари с Х.Халафовым в центре внимания был вопрос статуса Каспия. Примечательно, что никакой подробной информации о целях визита М.Сафари в Азербайджан не сообщают и иранские СМИ. По всей видимости, еще до визита иранского дипломата была достигнута договоренность о том, что стороны не будут комментировать цели и ход переговоров во избежание негативных последствий, в частности внешнего давления.

Политолог Расим Мусабеков рассматривает визит М.Сафари в связке с поездкой министра иностранных дел России Игоря Иванова в Туркменистан. По мнению политолога, Иран опасается того, что Ашгабат примкнет к тройке прикаспийских государств, выступающих сегодня с единых позиций по вопросу Каспия. “По существу, – отметил Р.Мусабеков, – может возникнуть очень неприятная для Ирана ситуация, которая состоит в появлении единого фронта наследников СССР”.

Эксперт указывает, что 20-21 января ожидается визит в столицу России президента Туркменистана, вслед за ним – президента Азербайджана. Как утверждает политолог, все это может привести к тому, что “с Ираном уже не будут договариваться, а будут диктовать условия”. “Вряд ли Иран в этом заинтересован, поэтому допускаю, что в ходе визита М.Сафари предпринимались попытки обговорить вопросы, связанные с теми разногласиями по Каспию, которые имеются у Азербайджана и Ирана”.

Не исключает эксперт и возможности обсуждения в ходе переговоров компенсаций, которые может Иран получить. По словам Р.Мусабекова, иранская сторона хотела бы обезопасить себя от появления в той части Каспия, которую считает своей, военных судов и самолетов других прикаспийских государств. “Есть и экономические интересы.

Иран может согласиться с тем, что нефтяные месторождения, на которые он претендует, остаются за Азербайджаном, но при этом запросить определенного участия в их освоении”. Допускает Р.Мусабеков и возможности модификации срединной линии с учетом пожеланий Ирана. Вопрос в том, совпадут ли эти пожелания с лимитом компромиссов, на которые может пойти Азербайджан.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: