Экономике Азербайджана нужны радикальные законы

Р.НАСИРОВ

В материале “Грядет эмиссия?”, опубликованном в газете “Эхо” 19 декабря текущего года, мы писали о том, что председатель постоянной комиссии Милли меджлиса Саттар Сафаров не исключил вероятности в 2002 году денежной эмиссии. Эти слова им были сказаны в присутствии нескольких журналистов, и потому аналогичное сообщение помимо нашей газеты было распространено агентствами “Тренд” и “Билик дуньясы” в бюллетенях от 18 декабря 2001 года.

Однако в отличие от коллег, опубликовавших сообщение в информационном ключе, мы решили попросить экспертов прокомментировать его. Не будем пересказывать комментарии, напомним лишь, что тогда неназвавшийся высокопоставленный чиновник из правительственных кругов и экономист Назим Иманов высказали удивление, что председатель постоянной парламентской комиссии стал обсуждать вопросы из области кредитно-денежной политики государства.

С.Сафаров обратился к газете с просьбой напечатать его собственное мнение, но уже… о необъективности статьи “Грядет эмиссия?”. Обсуждение отдельных частей публикации плавно перешло в своеобразный диспут об эффективности работы комиссии, возглавляемой С.Сафаровым, который с позволения самого председателя комиссии мы публикуем.

– Отмеченное в тексте не соответствует действительности. Весь материал посвящен вопросу эмиссии и возможности эмиссионного погашения бюджетного дефицита. Между тем во время выступлений в Милли меджлисе я не раз отмечал, что дефицит в 350 млрд. манатов предполагается восполнить средствами от приватизации (200 млрд. манатов), а оставшуюся часть (150 млрд. манатов) – за счет краткосрочных бюджетных обязательств и средств иностранных финансовых институтов.

Не могу понять, каким образом в газете появилась подобная информация? В тексте имеется ряд некорректных высказываний. Я всегда с большим уважением относился к газетам и рассчитывал на взаимность.

Что касается вопроса повышения цен, то думаю, в 2002 году в Азербайджане этот процесс наблюдаться не должен – для него нет никаких предпосылок. При инфляции в 2-3%, а это я считаю нормой, ошибочна сама мысль о резком повышении цен. Правда, сейчас курс манат – доллар претерпевает некоторые изменения, но при желании Национальный банк может в любую минуту его сбить. Стратегические валютные запасы Азербайджана это позволяют, поскольку они приблизительно в 3 раза выше нормы. Но думаю, Нацбанк проводит верную политику и пользуется не только административными, но и рыночными механизмами регулирования курса. Незначительная инфляция окажет лишь стимулирующее воздействие на экономику.

– Мы не видим в статье ничего некорректного. Но продолжим беседу. Если бы у вас была возможность со стороны взглянуть на работу постоянной Парламентской комиссии по экономическим вопросам, во сколько баллов вы оценили бы ее работу?

– Я не могу оценивать деятельность комиссии. Это должно делать население страны. Другое дело, что она могла бы работать более продуктивно и интенсивнее обеспечивать процесс принятия важных экономических законов. Например, в комиссии сейчас рассматривается проект закона “О стимулировании внутреннего производства”. Пока он, правда, не доработан. А недавно мы приняли закон “О валютном регулировании”. Все они просто необходимы экономике. Но одновременно с этим мы должны подтянуть работу и интенсифицировать законотворческой деятельностью всех членов комиссии.

– В чем конкретно вы видите слабые стороны работы комиссии?

– Мы должны уделять больше внимания тому, чтобы стимулировать производство в Азербайджане конкурентоспособной продукции. Почему в стране имеется огромная армия безработных? В этих условиях невозможно решить проблему бедности, а значит, создать среднюю прослойку населения. На решение этих проблем и надо нацелить законы.

– А что мешало принять эти законы раньше? Президент не раз говорил, что первоочередное внимание следует уделять именно вопросу развития среднего и мелкого предпринимательства в Азербайджане…

– Мы создали благоприятные законодательные условия для развития предпринимательства. Уровень налогов в Азербайджане по сравнению с мировыми не так высок. Чтобы убедиться в этом, достаточно проанализировать соотношение налоговых доходов бюджета к внутреннему валовому продукту (ВВП). Это соотношение и является общим показателем налогового бремени. В целом цифра не столь велика – всего 16,5%. То есть законы здесь ни при чем.

Но есть ряд других факторов, мешающих развитию предпринимательства. У нас только начинает формироваться психология собственника, что, впрочем, тоже объяснимо, поскольку это длительный процесс. Вторая причина в бюрократических проволочках. Особенно она ощутима, например, при получении предпринимателями лицензий. К тому же бизнесмены ощущают давление со стороны различных (не налоговых) государственных органов.

Азербайджан всего 10 лет как независимое государство, и в ВВП на долю негосударственного сектора приходится 62-68%. Это и есть результаты развития предпринимательства.

– В российской государственной Думе в ходе обсуждения отдельных экономических блоков возникают жаркие диспуты. Порой Дума возвращает проекты, разработанные правительством. В Азербайджане Милли меджлис безропотно принимает любой правительственный проект экономического (и не только) характера. Чем вы объясните отсутствие в нашем парламенте столкновения интересов?

– Хороший вопрос. Мне его часто задают. Однако утверждать такое может только тот, кто не владеет информацией о нашей работе. Мы внимательно рассматриваем проекты, поступающие к нам из аппарата президента, анализируем их и вносим массу поправок. Например, только в закон “О государственном бюджете” мы внесли 19 изменений. В Налоговый кодекс соответственно 75.

При этом согласно Конституции мы рассматриваем каждое изменение вместе с субъектом, выступившим с законодательной инициативой, и пытаемся доказать ему, что предложенный нами вариант более конструктивен. Сам президент Гейдар Алиев не раз говорил: направляем вам закон не для того, чтобы безропотно его принимать, а для детального изучения, обсуждения и внесения конструктивных изменений. Но, в отличие от парламентов других стран, лично я и депутаты ММ предпочитают рассматривать эти вопросы в корректной форме. Зачем нужно поливать друг друга водой и оскорблять?

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: