Религиозное образование за рубежом: плюсы и минусы

Х.ИСМАЙЛОВА, Г.МАМЕДЗАДЕ

Религиозный бум в Азербайджане начался почти сразу же после того, как страна получила независимость. Строительство мечетей было лишь архитектурным проявлением этого бума. После этого заявила о себе нехватка образованных мулл.

Возможностей обучения азам ислама в самом Азербайджане – уроки Корана и арабского языка – было недостаточно, впрочем, как и средств на квалифицированное обучение за рубежом. Тут и появились благодетели из арабских стран, Турции и Ирана, которые предлагали бесплатное обучение в своих странах, финансирование строительства мечетей и так далее.

Последствия долго ждать себя не заставили. Вместе с инвестициями в Азербайджане появились и нетрадиционные для нашей страны религиозные течения, экстремистские группы. Показательными в этом ключе могут быть судебные процессы, прошедшие над руководителями Исламской партии, которые, кроме прочего, занимались отправкой студентов в сомнительные учебные заведения экстремистского плана, группировкой “Джейшуллах”, руководили которой из Ирана.

Министерство национальной безопасности не раз обращало внимание общественности на угрозу экстремистских течений, особенное место среди которых уделяется ваххабизму. Именно это течение собирает все больше сторонников в Азербайджане.

В эти дни проходит еще один судебный процесс над 12 азербайджанцами, решившими повоевать в Чечне. Главным обвиняемым по делу проходит Кянан Шабанов, который и подстрекал молодежь к участию в джихаде в Чечне. Шабанов проучился в другой арабской стране – Египте.

Конечно, все это может быть только случайностью. Но изучая факты, свидетельствующие о попытках зарождения исламского экстремизма в Азербайджане, нельзя не заметить участия в этом процессе азербайджанцев, получивших духовное образование за рубежом.

Как выяснилось, граждане нашей страны отправляются в другие страны за религиозным образованием как по государственным, так и по частным каналам. Попасть в духовные вузы других стран через официальные каналы возможно только через Министерство образования, или Духовное управление мусульман Кавказа. Ежегодно по линии Минобразования в Египет, например, отправляются 20 азербайджанцев.

В эту же страну, а конкретно, в университет Аль-Азхар, отправляет студентов и Духовное управление мусульман Кавказа. По данным заведующего отделом образования ДУМК, кази Хаджи Миразиза Сеидзаде, в данный момент там обучается около 20 студентов. Завершили свою учебу в этом университете уже 40 студентов из Азербайджана.

ДУМК имеет договор о сотрудничестве и с Сирийским государственным Университетом – в этом учебном заведении, а также на различных курсах языка и Корана получают образование 40 азербайджанцев.

Между тем, по словам директора Центра религиозных исследований Эльчина Аскерова, очень многие, обходят государственные учреждения, когда отправляются за религиозным образованием за рубеж.

Азербайджанцы обучаются в Иране, Саудовской Аравии и даже в Малайзии. Например, в Иране обучение бесплатное и даже выплачивается стипендия. По данным Эльчина Аскерова, азербайджанцы учатся в Казвинском университете и в различных медресе в религиозно-образовательном центре Ирана, в Куме. Однако конкретные цифры, отмечает Эльчин Аскеров назвать трудно. И в этом он видит серьезное упущение.

“Если азербайджанец учится за рубежом, даже если по частной линии, об этом должно знать государство. Должен вестись какой-то учет”, – говорит директор ЦРИ.

“Лишь несколько лет тому назад по нашей линии туда были отправлены 10 студентов, – говорит хаджи Миразиз. – но сейчас никто от нас там не учится. Больше это сотрудничество не продолжается”.

По словам кази, причина прекращения связей с иранскими вузами в отсутствии спроса. Большинство хочет получить образование в арабских странах, что говорит о росте популярности образования в странах, где доминирует суннитское население. В то же время хаджи Миразиз не считает, что образование в странах может повлиять на веру человека.

На вопрос, изучается ли программа вуза перед тем, как туда отсылаются ученики, он ответил: “Во всех исламских странах, в том числе и у нас, программа обучения примерно одна и та же. Дается как религиозное, так и светское образование. Поэтому мы не беспокоимся о том, что наши студенты попадут под дурное влияние в этих вузах, подвергнутся идеологической обработке, чуждой для нас”.

Напомним, что в интервью нашим корреспондентам ректор университета Аль-Азхар, доктор Сайед Тантауи говорил, что окончившие этот университет студенты распространяют во всем мире “правильный ислам”. Это изречение удивило хаджи М.Сеидзаде: “Ислам один. Нет различий между арабским исламом и исламом в других странах. Может он имел в виду что-то другое?”.

Тем не менее кази не видит причины для беспокойства по поводу угрозы распространения радикальных течений в Азербайджане. “Ваххабизм не может развиться в Азербайджане, так как наше общество не готово выполнять требования даже лояльного ислама, не говоря уже о радикальных его течениях. Миссионеры пытаются распространить это течение в Азербайджане, но это невозможно. В Азербайджане для развития ваххабизма или создания исламского государства нужно по крайней мере 50 лет”, – сказал он.

И тем не менее не возникают ли проблемы у студентов-шиитов во время обучения в странах, где доминируют другие течения (к примеру, ваххабизм в Саудовской Аравии), или позднее, когда они распространяют знания, полученные в этих странах на родине?

“Даже в наших вузах нет разделения на течения. Сунниты и шииты изучают все течения, исторически существовавшие в исламе. Так во всем мире. Выбор за самим студентом. Я не думаю, что кто-то меняет свое исповедание. Однако в исламе есть такая вещь как тагийя. Находясь в стране, где доминирует другое течение ислама, мы совершаем обряды по их традициям. Например, в Мекке мы совершаем намаз, как сунниты. Долг мусульманина не правоцировать разногласия среди единоверцев, а выказывать почтение к их традициям и вере. Но оказавшись на родине, я уверен, все вернутся к своим традициям”.

По мнению же Эльчина Аскерова, проблем с несоответствием взглядов на религию в таких случаях не избежать. Тем более, что эти проблемы есть и внутри Азербайджана. В Иране ортодоксальный шиизм, а в Саудовской Аравии доминирует совершенно другое течение, отличающееся, еще и своим радикализмом.

Комментируя ситуацию, глава Государственного комитета по делам религиозных организаций Рафик Алиев сказал, что отправка азербайджанцев на учебу в религиозные учебные заведения за пределы страны, в частности, в Египет, Сирию, Ливию, Ирак и другие арабские страны осуществляется по различным каналам. Этим занимаются не только Духовное управление мусульман Кавказа и Кавказский исламский университет, но и различные благотворительные общества арабских стран, действующие в Азербайджане. Деятельность в этом ключе проводят также гуманитарные и общественные организации.

Что касается методов обучения исламу, то в каждой из этих стран придерживаются определенных традиций, проводя обучение по различным программам, планам, учебникам. Комментируя высказывания ректора Аль-Азхар о распространении “правильного ислама”, Рафик Алиев высказал пожелание о том, чтобы это соответствовало действительности, учитывая, что в настоящее время ислам подвергается различным интерпретациям.

В Египте, Алжире, Саудовской Арвии, Иране, Турции понятие “правильный ислам” трактуется по-разному, поэтому существует очень много религиозных течений в этих странах. Хотя единственно верно понимать подлинный ислам как одно религиозное течение, основанное пророком Мухаммедом, констатирует Р.Алиев.

“Что касается гуманитарных благотворительных организаций, которые по своим каналам отправляют сотни наших сограждан за религиозным обучением за рубеж, треть из них представляют христианские течения. Кроме того, ни одна из этих религиозных организаций не соблюдает правила, которые должно контролировать государство. Мы хотим, чтобы политика исходила из одного центра”.

По мнению Р. Алиева, деятельность подобных учебных заведений должна регулироваться прежде всего Министерством образования, которое должно знать, какие методы используются в обучении азербайджанских студентов религиозным знаниям.

“У нас нет опыта, нет механизма регулирования этих процессов, нет эффективного масштабного подхода к этим вопросам. Сейчас в процесс регулирования отправки студентов за рубеж по религиозной линии пытается вмешаться и Госкомитет, делая это совместно с Минобразования, Духовным управлением мусульман Кавказа, религиозными организациями”, – говорит Алиев.

По мнению Эльчина Аскерова, административные методы тут не помогут. Ведь идеологию на таможне не задержишь. А противостоять распространению различных нетрадиционных течений можно только за счет пропаганды приемлемых и усилением госконтроля.

В то же время, по мнению Рафика Алиева, получить религиозное или какое-то другое образование – конституционное право каждого азербайджанского гражданина.

“Человек волен выбирать страну, где может обучаться. Нам хотелось бы, чтобы это был организованный процесс, и по возвращении студенты смогли найти работу в соответствующих религиозных организациях, а не не оставались без работы. Поскольку нередки случаи, когда студенты возвращаются на родину с дипломами, которые у нас в стране не признаются. Эти дипломы не легализируются Минобразованием, поскольку не отвечают тем требованиям, которые выдвигает это ведомство. Поэтому ребята приезжают, а работу найти не могут. Не могут продолжить учебу в магистратуре, аспирантуре. Это создает определенный дискомфорт для них. Они должны пройти государственные структуры, которые могли бы гарантировать по возвращении легализацию их дипломов.

Вот в этом направлении нужно вести работу и с нашими гражданами, которые нередко возвращаются из этих стран, будучи весьма недовольными условиями и строгими методами обучения в таких странах, как Египет, к примеру. Не выдерживая тяжелых условий, студенты бросают учебу и переезжают в другие страны”, – говорит глава Госкомитета.

Наличие проблем с трудоустройством подтвердил и хаджи Миразиз Сеидзаде. Однако причины, по его мнению, в другом. Дело в том, что многие из вернувшихся из-за рубежа не хотят становиться ахундами. Большинство хочет преподавать ислам в местных вузах и школах. “Однако Министерство образования чинит препятствия преподаванию в школах ислама. Если бы об этом был соответствующий указ президента наши студенты, получившие образование за рубежом, не оставались бы без работы”, – считает хаджи Миразиз.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: