Российский долг Азербайджану платежом не красен?

Ч.МАМЕДОВ

По сообщению агентства “Медиа-пресс”, ГНКАР продолжает настаивать на возвращении Россией старых долгов. В распространенной информации особо подчеркивается, что общий объем этих долгов, состоящих из оплаченных еще в советское время, но не выполненных российской стороной заказов ГНКАР составляет довольно кругленькую сумму – более чем 550 млн. долларов.

Собственно, вопрос с российскими долгами ГНКАР муссируется уже несколько лет кряду и, кажется, решить его окончательно наше правительство просто не в силах. Ведь только в этом году Азербайджан смог добиться наконец возврата Россией своих последних, остававшихся злополучных блок-модулей для морских стационарных платформ. Да и то – вопрос этот был решен на самом высоком уровне (во время официального визита в Баку президента России В.Путина).

Примечательно, что при этом азербайджанская сторона была настолько довольна, что ни словом не обмолвилась России об одном из своих блок-модулей, “посеянном” последней для некой нефтяной компании “всего” за 5,5 млн. долл. Неудивительно, что вернув ГНКАР блок-модули и одну баржу, Россия в сложившейся ситуации посчитала свои обязательства перед ГНКАР выполненными.

На этом фоне вопрос возвращения стоимости невыполненных заказов, оплаченных ГНКАР астраханским судостроительным заводам (еще в далеком 1984 году) на строительство крановых судов “Исполин”, “Азеринефть” и другого оборудования, остается весьма проблематичным. Тем более, как выясняется, сегодня российская сторона даже не намерена ничего строить для ГНКАР на сумму этих самых заказов. Ничего утешительного на этот счет не найти и в недавних заявлениях первого вице-премьера Аббаса Аббасова относительно того, что азербайджанская и российская стороны договорились о создании двусторонней комиссии по разрешению взаимных претензий по спорному имуществу.

Не внушает также должного оптимизма и решительный настрой некоторых азербайджанских правительственных чинов: дескать, или мы получим свое оборудование, или Россия должна будет возмещать Азербайджану затраты на его приобретение, причем в эквиваленте рубля к доллару на момент сделки. Все это не иначе, как обычная чиновничья риторика.

А в подтверждение тому в отделе ГНКАР, специально занимающимся проблемами “астраханского” имущества, “Эхо” удалось выяснить, что вопрос и не только с заказом на “Исполин”, но и на другое оборудование, которое должно было принадлежать азербайджанской стороне (в случае выполнения заказа), Россия уже давно и однозначно решила в свою пользу.

Более того, сегодня речь вообще не идет о каком-либо “астраханском” имуществе ГНКАР, которого в принципе никогда и не было. Был оплаченный ГНКАР заказ, а значит, и претензии последней только финансовые. Вот только подлинную сумму заказа в госнефтекомпании назвать “Эхо” отказались, не преминув при этом заметить, что цифра, распространенная агентством “Медиа-пресс”, не соответствует действительности.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: