Туркменистан арестовал авиалайнер АЗАЛ

Н.АЛИЕВ, М.БАГИРОВ

Инцидент, произошедший 11 декабря в международном аэропорту “Бина”, имел последствия. Как уже сообщала наше газета, самолет Airbus-340-200 авиакомпании Lufthansa, выполнявший рейс по маршруту Франкфурт-Баку-Ашгабат со 129 пассажирами на борту, во время заруливания при приземлении в бакинском аэропорту выкатился за пределы полосы безопасности, на обочину и застрял передним колесом в грунте. Выезд за пределы полосы произошел по причине невнимательности экипажа самолета немецкой авиакомпании. В результате Airbus-340-200 повредил стойку шасси.

Пресс-служба АЗАЛ сразу после инцидента сообщила, что для 37 пассажиров, следовавших до Ашгабата, по просьбе Lufthansa был выделен самолет концерна AZAL “Ту-134Б”, а Airbus-340-200 остался на некоторое время в Баку.

Как сообщил информированный источник, “Ту-134Б” отправился в Ашгабат под флагом Lufthansa и в аэропорту туркменской столицы… был арестован за нарушение воздушного пространства Туркменистана.

Формально арестовывая “Ту-134Б”, в Туркменистане были правы – отправив под флагом Lufthansa самолет в Ашгабат, из Баку туркменской стороне о замене лайнера не сообщили. Поэтому работники авиаслужб Туркменистана подняли тревогу, увидев не тот самолет, который они ожидали.

Правда, как сообщили в госконцерне AZAL, в туркменской столице произошла “всего лишь задержка с вылетом Ту-134Б”. Она была связана с тем, что у ашгабатских авиаторов возник ряд вопросов.

По словам источника в AZAL, “первоначально планировалось, что вместо Airbus-340-200, который остался в Баку, в Ашгабат полетит резервный самолет Lufthansa, предусмотренный как раз для таких случаев. Однако из-за того, что немецкие авиаторы не хотели задерживать рейс, был отправлен лайнер AZAL по позывным Lufthansa. Это вызвало шок у туркмен: под флагом немецкой авиакомпании в воздушное пространство страны залетел самолет советского производства. Все вопросы были сняты после того, как в Ашгабате узнали про ЧП в бакинском аэропорту”.

Тем не менее другие источники говорят именно об аресте воздушного судна, пусть и кратковременном. Несмотря на то, что инцидент уже исчерпан, вопросы тем не менее остаются.

Обнаружить, что самолет “не тот”, туркмены могли и до его приземления – в воздухе. В этом случае последствия могли бы быть и более тяжелыми. По словам генерала ПВО в отставке, депутата парламента Владимира Тимошенко, если самолет находится в воздушном пространстве любой страны незаконно, то его принуждают совершить посадку. “Это делают не только сообщениями по радио, – отметил В.Тимошенко, – В воздух могут быть подняты боевые самолеты, которые крыльями сигнализируют о необходимости пойти на посадку. Такая ситуация приключилась во времена СССР с корейским “Боингом” на Дальнем Востоке. Экипажи дали знак пилотам лайнера идти на посадку, а когда реакции не последовало, последовала команда открыть огонь”, – рассказал генерал ПВО.

По словам генерала, в тех случаях, когда воздушное судно арестовывается за нарушение государственной границы, проводится расследование причин ошибки: выясняется, виноваты ли диспетчеры, бортовая техника и т.д.

Что касается случая с самолетом “Ту-134Б”, то, по мнению Тимошенко, здесь нет никакого международного инцидента и даже никакие штрафы выплачиваться не должны.

По словам доктора международного права Рустама Мамедова, между сторонами, в данном случае Lufthansa и AZAL, может быть подписано соглашение о том, что в случае поломки лайнера принимающая сторона обеспечит его замену, но при условии, что оно будет лететь под родным флагом, в данном случае Lufthansa.

По мнению эксперта, никаких проблем в Туркменистане не должно было возникнуть. Р.Мамедов расценил действия туркменской стороны как “грубое нарушение норм международного права”. Эксперт рассматривает инцидент, как “акцию, направленную на подрыв двусторонних отношений”. “Подобные действия не соответствуют духу времени”, – резюмировал Р.Мамедов.

Между тем, по некоторой информации, туркменская сторона добилась выплаты штрафа от авикомпании Lufthansa. Правда, в бакинском офисе Lufthansa этот факт не подтвердили, но в то же время и не опровергли.

В свою очередь пресс-секретарь Министерства иностранных дел Азербайджана Метин Мирза в беседе с нашим корреспондентом сообщил, что в это ведомство информации об инциденте с задержанием азербайджанского лайнера в Туркменистане пока не поступало. Узнать мнение туркменской стороны вчера не представлялось возможным – в этой стране отмечали Ораза байрам и ни одно ведомство не работало…

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: