Арафат выполняет требования Израиля?

Т.КАСИМОВА

Вечером 16 декабря в Израиле и посольствах этой страны по всему миру, в том числе и в Азербайджане, состоялись церемонии зажжения восьмой ханукальной свечи. И, как заявил посол Израиля в Азербайджане Эйтан Нае, по традиции этот праздник, восходящий еще к войне маккавеев с греческими и сирийскими захватчиками, трактуется в Израиле как победа сторонников религиозной свободы, борцов за право человека исповедовать свою религию и вести свой образ жизни, и поэтому израильские дипломаты стараются приглашать на эти церемонии представителей разных религиозных конфессий.

В этом году праздник Ханука совпал с Рамазан байрамы. Но вряд ли сегодня на Ближнем Востоке царит праздничное настроение – сообщения о столкновениях и терактах приходят с прежней интенсивностью.

Незадолго до рассвета 16 декабря части израильской армии в сопровождении танков и бульдозеров вошли на территорию Палестинской автономии в районе арабской деревни Тамун, расположенной на северо-востоке от города Шхем, сообщили источники в штабе армии обороны Израиля. Цель этого рейда – блокирование дорог между Шхемом и долиной Иордана, которые используются в качестве альтернативных проходов в район города Дженин. Как отмечают израильтяне, отсутствие контроля со стороны Израиля в этом районе позволяет палестинским террористам практически беспрепятственно перемещаться между Дженином, Шхемом и населенными пунктами ПА в Иорданской долине, минуя районы, находящиеся под надзором ЦАХАЛ и израильских пограничников, перелает MIGnews.

Той же ночью военный вертолет ВВС Израиля совершил воздушную атаку на расположенный недалеко от арабской деревни Джабалия (сектор Газа) лагерь палестинских беженцев, выпустив две ракеты по военным объектам палестинцев. Согласно заявлению командования ЦАХАЛ, эта атака была осуществлена в ответ на минометный обстрел позиций израильской армии в северном районе сектора Газа. Как сообщили палестинские источники, в атаке участвовал не один, а два вертолета, однако при налете никто из палестинцев не пострадал. При налете были разрушены здания полицейского участка и офиса, в котором работали сотрудники службы безопасности ПА в секторе Газа под руководством Мохаммеда Дахлана.

Ранее палестинские источники заявили, что части израильской армии в сопровождении танков вошли на территорию деревень, расположенных вокруг города Дженин, чтобы провести там аресты террористов. Тем не менее многие наблюдатели отмечают, что в развитии ближневосточного кризиса наметился перелом, несмотря даже на то, что американский посредник Энтони Зинни покинул регион.

В ночь на 16 декабря лидер палестинцев, блокированный израильскими войсками в Рамаллах, провел экстренное заседание руководства автономии, где было принято решение добиваться заключения продолжительного соглашения о прекращении огня с Израилем. В распространенном после заседания заявлении указывается, что палестинское руководство осуждает террористические акты, жертвами которых становятся мирные жители как в Израиле, так и в Палестинской автономии. Кроме того, палестинским спецслужбам даны указания приступить к поискам подпольных фабрик оружия и взрывчатки.

Вечером 16 декабря Ясир Арафат выступил с телеобращением к палестинскому народу, где назвал мирные переговоры единственным путем к прекращению насилия, и призвал сограждан соблюдать режим прекращения огня. Ясир Арафат объявил и о том, что на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа вводится чрезвычайное положение и объявляются вне закона все организации, не выполняющие распоряжения администрации. Также вне закона будут считаться террористы-самоубийцы, осуществляющие свои акции против израильского гражданского населения.

Ранее в воскресенье лидер Палестинской автономии Ясир Арафат отдал приказ закрыть 33 офиса группировок ХАМАС и “Исламский джихад”.

Наблюдатели уже успели отметить, что это самый решительный шаг Арафата по борьбе с палестинским террором. Тем не менее реакция Израиля весьма далека от бурного восторга. Премьер-министр страны Ариель Шарон продолжает хранить молчание. С кратким комментарием выступил только министр иностранных дел Шимон Перес, который подчеркнул, что ближайшие несколько дней покажут, насколько реальным является стремление палестинского лидера обуздать террор и восстановить доверие администрации Израиля к руководству Палестинской автономии.

Перес признал, что речь Ясира Арафата действительно отличалась от всех ранних заявлений, и, если лидер ПА действительно решил покончить с палестинскими террористическими организациями, решение об объявлении Арафта “нерелевантным политиком”, принятое израильским кабинетом министров, может быть пересмотрено.

Как отмечают израильские аналитики, Шарон не будет торопиться с возобновлением официальных контактов с Арафатом или прекращением военных операций, включая авиаудары и введение танковых подразделений, и многое будет зависеть от того, насколько результативным на практике или, как говорят в Израиле, “на земле” окажется заявление Арафата. Тем не менее процесс ослабления блокады палестинских территорий уже начался.

Предполагается, в частности, что в ближайшие дни 6 тыс. палестинцев получат разрешение на работу в сельскохозяйственном секторе Израиля, а 5 тыс. палестинских бизнесменов будут иметь возможность вести свои дела на территории Израиля. Кроме того, открывается контрольно-пропускной пункт на границе между Египтом и сектором Газа для прохода жителей Палестинской автономии, а 500 палестинцев, “застрявших” на территории Египта после введения режима блокады, смогут вернуться домой.

Палестинцы из сектора Газа получат разрешение навестить своих родственников на Западном берегу Иордана при условии, что они будут пользоваться израильскими такси и иметь на руках заверенные спецслужбами Израиля документы, подтверждающие наличие родственников в указанном районе. Палестинским цветоводам разрешается отправлять свою продукцию на цветочные ярмарки в Нидерланды в преддверии рождественских праздников, а рыбакам – выходить в море на промысел. Таким образом, на Ближнем Востоке вновь сработал “силовой путь”, и результативным оказалось именно военное давление на Арафата.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: