Посол Турции посетил лагерь беженцев в Барде

Х.ИСМАЙЛОВА

В Барде проживают 100 тысяч беженцев и благодаря новому послу Турции в Азербайджане Уналу Чевикозу, решившему начать празднование Рамазан байрамы с посещения лагеря беженцев, у журналистов из нескольких газет и телеканалов появилась возможность познакомиться с бытом вынужденных переселенцев, проживающих в палаточном городке “Кызылай”. Именно так этот лагерь и называют в Барде, так как шефство над ним осуществляет Турецкий “Кызылай” (Красный полумесяц).

Тут проживают 1200 семей – 7000 беженцев, в основном из Агдама. “Кызылай” провел большую работу по оказанию помощи беженцам. За годы деятельности в Азербайджане организация потратила 11 миллионов 320 тысяч долларов. Миссия “Кызылай” содержит еще один лагерь в Агджабеди, где проживают 5000 беженцев. Организация работает с беженцами с 1993 года. В 1996 году эти лагеря стали финансироваться Всемирной продовольственной программой, однако с прекращением проекта в 1998 году, “Кызылай” вернул 2200 палаток под свое шефство.

Отметим, что это первый вояж нового посла в провинцию. Как отметил сам дипломат, его целью было поздравить беженцев, а также ознакомиться с их проблемами. По словам Унала Чевикоза, TIKA (Турецкое агентство развития и сотрудничества) намерена реализовать несколько проектов в Азербайджане, в том числе и направленные на решение проблем беженцев. Однако ознакомиться со всем спектром проблем беженцев послу так и не удалось.

Лагерь к приезду гостя был готов, все шло по сценарию: дети, декларирующие стишки, взрослые, подготовившие восхваляющую речь к приезду высокопоставленного гостя. Но у посла времени на выслушивание хвалебных речей в адрес турецкого и азербайджанского руководства не было, так что выслушав стишки детей и поговорив с ними, он сразу же попросил главу ИВ Барды Эльмана Аллахвердиева рассказать о проблемах. Тот долго уверял дипломата в том, что благодаря Красному полумесяцу и ГНКАР (Государственная нефтяная компания также оказывает материальную помощь этому лагерю), никаких проблем у беженцев нет.

Посол спросил, занимаются ли беженцы чем-нибудь. На это Аллахвердиев ответил, что они занимаются животноводством и возделывают землю. На вопрос, хватает ли рабочих мест, глава ИВ вновь ответил утвердительно. Однако конкретное предложение открыть для женщин в лагере курсы кройки и шитья понравилось Аллахвердиеву. Позже, отвечая на вопросы журналистов, посол сказал, что Турция готова помочь в решении проблем беженцев, однако, как оказалось, у беженцев в Барде таких проблем нет.

Как выяснилось из нашей беседы с беженцами, глава исполнительной власти в своих заверениях был более чем оптимистичен. Правда, беженцы под присмотром блюдителя правопорядка в соответствующей форме говорили одно, но потом, совершенно другое. Причем, не боясь, называли свои имена. Выходит, боялись они не тех, кто сидит в Баку, а тех, кто руководит лагерем, при этом не очень уж утруждая себя чтением газет. По словам беженцев, основная проблема жителей лагеря все же безработица. Но есть и другие проблемы. Агдамец Князь Гулиев рассказал, что продовольствия не хватает. Раньше они хоть собирали и продавали хлопок. Но после того, как землю роздали местным жителям, они сами возделывают свои земли, и беженцам работу не дают.

Часть беженцев сетовала на то, что их исключили из списка жителей данного лагеря. Действительно, они в этом лагере не живут. И по словам главы ИВ Барды Эльмана Аллахвердиева, многие проживают даже не в Барде. Представители же турецкого “Кызылай” точны в своих расчетах и не проживающим в лагере продовольствие не выделяется.

Большинство беженцев жаловались на то, что продовольствия, выделяемого ГНКАР и “Кызылай” не хватает. Как нам удалось узнать в турецком посольстве, “Кызылай” раздает 5 наименований продуктов через каждые 45 дней.

Трудно, по словам жителей лагеря, и с горючим. Его не хватает на то, чтобы согревать жилища. Однако спасает подача электроэнергии. Свет подается хоть и с перерывами, но стабильно – три раза в день.

Главный художник Агдамского драматического театра Эльман Балакишиев вынужден подрабатывать таксистом, для того, чтобы прокормить семью. По-другому невозможно, говорит он. Однако театр все же функционирует, хотя Балакишиев затруднился ответить на вопрос о регулярности спектаклей. По его словам, в лагере часто болеют малярией. “Мы не привыкли жить на равнине. Беженцы плохо переносят этот климат”.

Люди, с которыми мы беседовали, требовали вовсе не помощи и материальных благ. “Верните нам нашу землю, и никакой помощи нам не нужно, – говорит беженка из села Гызыллы Кянгярли Аферин Гаджиева. – Мы не хотим здесь умирать”. Однако дождаться освобождения родной земли удастся не всем. Недалеко от лагеря, уже есть кладбище.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: