Иранская “ракетная угроза” для Азербайджана

НУРАНИ, Н.АЛИЕВ

По сообщению ближневосточного информационного агентства NewsLine, в Турции начинаются работы по созданию космического агентства, в рамках которого осуществлялись бы и гражданские, и военные космические программы. Новое агентство, как ожидается, будет работать в тесном контакте с американским NASA. Создание нового агентства, которое будет находиться под совместным армейским и гражданским управлением, позволит возобновить турецкие космические проекты, прерванные после разрыва 250-миллионной сделки с французской фирмой “Алкатель” после того, как Франция официально признала так называемый “геноцид армян”.

Согласно NewsLine, турецкий Совет национальной безопасности принял решение о создании агентства еще в феврале. Соответствующие полномочия премьер-министру Турции Бюленту Эджевиту парламент уже предоставил. Правда, соответствующий закон будет рассмотрен только в следующем месяце.

Интереснее, однако, другое. Как указывает NewsLine, на новое турецкое космическое агентство будут также возложены задачи противоракетной обороны – об этом представители турецких властей говорят открыто. Кроме того, Турция намерена использовать космические возможности для решения задач национальной безопасности в связи с ракетными программами, осуществляемыми соседними с ней “странами-изгоями”, такими, как Иран, Ирак и Сирия.

Решение Турции возложить на свою национальную космическую программу еще и решение задач противоракетной обороны, да еще и в жесткой увязке с “ракетными приготовлениями” Ирана, Ирака и Сирии – событие знаковое. Во-первых, очевидно, что вслед за США к созданию своей системы ПРО могут приступить и другие страны. А во-вторых, несомненно, что ракетные приготовления “стран-изгоев” несут угрозу не только США и Израилю.

Как полагают американские специалисты, северокорейские ракеты “Тэпходон-3” могут достигать Гавайских островов, Аляски, а по некоторым данным, и части тихоокеанского побережья основной территории США. Ни иракские ракеты “Хусейн”, ни иранские “Шахабы” достичь американской территории не в состоянии. Но в зоне их поражения могут оказаться американские военные базы, прежде всего “Инджирлик”, расположенная в Турции. Кстати говоря, именно с ее территории вылетают патрулирующие “запретные зоны” на территории Ирака американские и британские самолеты. С Сирией у Турции давний территориальный конфликт, осложняющийся к тому же спором за распределение водных ресурсов Евфрата и Тигра. А военного союза Турции с Израилем и США для Ирана, как полагают в Анкаре, тоже вполне достаточно.

В отличие от Турции в Азербайджане пока не высказывали особой обеспокоенности в связи с ракетными приготовлениями Ирана. Исключение составляет создание жесткого таможенного барьера на иранской границе, который должен предотвратить попытки провоза в Иран расщепляющихся веществ, а также материалов, применяемых в ракетостроении. В частности, на Астаринской таможне уже перехватывали следовавший из России в Иран трейлер со специальной сталью для ракетных двигателей.

О создании же собственной программы противоракетной обороны или хотя бы оповещения о ракетной атаке, даже на уровне мониторинга, речи не идет. Но значит ли это, что беспокойство по поводу ракетной угрозы со стороны Ирана следует испытывать Израилю. Турции, США, но не Азербайджану?

Имеющий протяженную общую границу с Ираном Азербайджан находится в зоне поражения иранских ракет. И вопрос стоит предельно четко: исключено ли, что в Иране “нажмут на кнопку”?

На первый взгляд, опасаться нам не стоит: президент готовится к визиту в Тегеран, стороны всячески демонстрируют дружеские чувства и т.д. Тем не менее стоит напомнить: незадолго до 11 сентября Иран и Азербайджан оказались на грани войны. Сначала иранские военные суда едва ли не открыли огонь по азербайджанскому исследовательскому судну “Геофизик-3”, находившемуся в территориальных водах Азербайджана: Иран полагает, что этот участок акватории Каспия должен отойти к нему. Затем последовала серия “залетов” на территорию Азербайджана иранских военных самолетов.

Затем Иран “предупредил” начальника генштаба турецкой армии Кыврыкоглу, чтобы тот во время своего визита в Баку “воздержался от резких заявлений”, а потом потребовал от Азербайджана “разъяснений” по поводу демонстрационных полетов турецкой группы высшего пилотажа “Турецкие звезды”.

Видимой причиной столь острого конфликта стали разногласия по поводу раздела Каспия. Однако на самом деле Иран тревожит укрепление связей Азербайджана с США. А это уже не может не раздражать и другие “страны-изгои”, которые, активно сотрудничая с Арменией в военной области, тем не менее требуют от Азербайджана политики под лозунгом “исламской солидарности”.

Более того, периодически в Иране выражают “обеспокоенность” усилением влияния США на Каспии, в непосредственной близости от иранских границ, и обвиняют Азербайджан в том, будто наша страна создает условия едва ли не для военного присутствия на Каспии…США и Израиля(!).

Правда, после трагических событий 11 сентября накал азербайджано- иранской перепалки заметно снизился: в Тегеране “держат паузу” и пытаются определить, каков новый баланс сил. Тем не менее недавний политический кризис не оставляет сомнений: у Азербайджана есть все причины беспокоиться по поводу ракетных приготовлений Ирана. Трудно судить, будет ли этот вопрос поднят во время переговоров с министром обороны США Дональдом Рамсфельдом во время его визита в Баку. Однако очевидно, что для Азербайджана подобная программа – это уже не роскошь, а вынужденная необходимость.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: